сюжет строится на ярких психологических эпизодах. проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. такого богатого материала хватило бы на целый роман, но шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. в основу сюжета шолоховым была положена реальная , рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. в рассказе звучат два голоса: "ведет"андрей соколов — главный герой. второй голос—голос автора, слушателя, случайного собеседника. голос андрея соколова в рассказе — это откровенная исповедь.
обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что держал в душе. удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа андрея соколова. стык зимы и весны. и кажется, только в таких обстоятельствах жизни солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.
этому человеку нелегко пришлось в жизни. он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. а ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей. однажды на работах андрей соколов неосторожно высказался о немцах.
его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: "да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас". заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. но, приехав домой, андрей соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом — глубокая яма, поросшая бурьяном. сын андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать. голос автора нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. но в рассказе шолохова прозвучал еще один голос—звонкий, чистый детский голосок, казалось, не полной меры всех бед и несчастий, на человеческую долю.
появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии. все, что осталось в жизни соколова — воспоминания о семье и нескончаемая дорога. но жизнь не может состоять из одних черных полос. судьба андрея соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. никому не нужен был чумазый парнишка ванятка.
только андрей соколов сироту, усыновил ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. в отношении андрея соколова к детству, к ванюше, гуманизм одержал великую победу.
он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами. шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи соколова с сиротой ваней. колоритной также является сцена в церкви. немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить божий храм. в той же церкви андрей соколов убивает человека. соколов убил труса, который готов был предать своего командира. сколько всего в своей жизни вытерпел андрей соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать.
стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — эти качества не только остались неизменными в характере андрея соколова, но и приумножились. шолохов учит гуманизму. это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе "судьба человека", говорят о великом нравственном подвиге. присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Скакой интонацией надо читать стихотворение и.бунина «бушует полая вода»? выберите один из 4 вариантов ответа: 1) восторженно, с радостью 2) мечтательно, чуть загадочно 3) однотонно, грустно