ответ:Организационный момент.
Приветствие. Позитивный настрой на урок.
Вступительное слово. (слайды 2 – 4)
Подготовленный ученик читает стихотворение на фоне лирической музыки:
Родина моя! Моя Россия!
Как сказать тебе, что я тебя люблю!
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном краю,
Этот дождь и эти вьюги злые.
Эти клены! Эти тополя…
Родина моя! Моя Россия!
Как сказать тебе, что я люблю тебя!
Учитель: Россия! Слово-то какое… Родина! Матушка Россия! Она, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть, кроме России, хороших различных государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Как называется наше село, которое является частью России? (Верхняя Заимка)
- Чем для нас является Верхняя Заимка? (Малой родиной)
Подготовленный ученик читает стихотворение «Песня о родной деревне» местного поэта - Марковой Л.И. Учащиеся слайды с видами села Верхняя Заимка. (слайды 6 -22)
«Край отчий, край древний», ты рядом с Байкалом.
И с детства тебя я любить не устала.
Душою, Заимка, с тобой породнилась
И сердцем навеки тебе покорилась.
Припев: Деревня, одна ты такая,
Одна ты такая, как мама родная.
Одна ты такая, как мама родная.
Нет краше тебя, дорогая.
«Край отчий, край древний», глубинка России,
Здесь люди душою красивы.
И вместе с тобою они выживали,
Своих сыновей на войну провожали.
История края как книга большая.
Ты столько невзгод испытала, я знаю.
Ты много семей приютила, родная,
Им жить надеждой питая.
«Край отчий, край древний». Березы, рябины.
Источник Дзелинда, озера, долины,
Река Ангара, рыбаки да покосы,
Влюбленные пары и девичьи косы.
Учитель: Вы стихотворение о нашем селе Верхняя Замка. А знаете ли вы, сколько лет нашему селу? (ответы детей) (слайд 24) В истории села Верхняя Заимка были трудные времена, связанные с Великой Отечественной войной. Об этом сложном периоде пишут в своих замечательных стихотворениях наши местные поэтессы Маркова Л.И. и Бочкарёва Л.М.. Это прекрасные женщины. И мы с вами на уроке будем говорить об их творчестве и читать стихотворения о годах Великой Отечественной войны.
Ребята, скажите, а кто такие поэты? (Люди, которые пишут стихотворения)
III. Знакомство с биографией Марковой Л.И. и Бочкаревой Л.М.
Учитель: Мы сегодня уже услышали стихотворение Марковой Лидии Ивановны «Песня о родной деревне», которое читала ваша одноклассница. Познакомимся с биографией Лидии Ивановны.
Рассказ учителя сопровождается слайдами. (слайды 25 – 29)
Маркова Лидия Ивановна родилась в селе Верхняя Заимка 26 января 1949 года. Сейчас ей 61 год. Все свое детство она провела в родном селе, училась в нашей Верхнезаимской школе до 8 класса. 9-10 классы училась в поселке Нижнеангарск, жила вместе с другими ребятами в интернате. После каникул, которые проводила в Верхней Заимке, пешком с ребятами шла в Нижнеангарск. Дороги в те годы не было, добирались через село Холодное, где делали остановку. Их там встречали наши местные рыбаки. Зимой идти было очень холодно, но все равно шли вперед. После школы Лидия Ивановна окончила педагогическое училище, стала учителем русского языка и литературы. Много лет работала в нашей школе. Все ученики очень любили Лидию Ивановну за ее доброе сердце, понимание и хорошее знание своего предмета. Сейчас она на заслуженном отдыхе, продолжает писать свои стихотворения о селе и его жителях, о родном крае, о любви.
Учитель: А теперь послушайте рассказ о биографии Бочкарёвой Л.М.
Рассказ учителя сопровождается слайдами. (слайды 31 – 35)
Бочкарёва Любовь Михайловна родилась в селе Верхняя Заимка апреля 1939 года. Сейчас ей 71 год. Детство было трудное, так как пришлось на военные годы. Отец ушёл на фронт в 1942году. Маленькие дети находились с бабушкой. Мама её была рыбачкой, дома появлялась только к вечеру. В возрасте восьми лет пошла в первый класс, одевать было нечего. Любовь Михайловна со слезами на глазах вспоминает: «Бабушка разрезала мешок и сшила мне юбку, а кофту скроила из занавески и выкрасила желтыми таблетками. Обувь одевали только в школу, дома ходили босиком».
Всю свою жизнь Любовь Михайловна прожила в нашем селе. Она с грустью вспоминает детство, но не жалеет, что так сложилась её судьба. Трудности сделали детей того поколения очень крепкими пережить все невзгоды.
Объяснение:
Лесная дорога пошла через поле - стала полевой. Дошла до деревни - превратилась в деревенскую улицу.
По сторонам стояли высокие и крепкие дома.
Их крыши были покрыты осиновой щепой. На одних домах щепа стала от ветра и времени серой, а на других была новой, золотилась под солнцем.
Пока я шел к журавлю-колодцу, во все окошки смотрели на меня люди: что это, мол, за человек идет?
Напившись, я присел на бревно у колодца.
Подошли два гусака, хотели загоготать, но не осмелились: что это за человек чужой?
Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подперты, блином покрыты.
Так я и понял, что дор - это поле, но только не поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали. Дергали, дергали - получился дор.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие черты характера дубровского и его поступки вызывают восхищение, а какие !