Реализм — стиль и метод в искусстве и , а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. это направление, исследующее жизнь, вникая в её противоречия, стремящееся к изображению действительности. общая характеристика реализма реализм противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, «новаторству»); с другой стороны — направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической реальности. реализм исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. реализм — то направление в искусстве, в котором природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена. в общем и целом реализм является художественной параллелью материализма. реализм включает в себя два момента: во-первых, изображение внешних черт определенного общества и эпохи с такой степенью конкретности, которая дает впечатление («иллюзию») действительности; во-вторых, более глубокое раскрытие действительного содержания, сущности и смысла социальных сил посредством образов-обобщений, проникающих дальше поверхности.
socofilesrus4
29.01.2023
Рисуя в своей поэме «мертвые души» сатирическую панораму феодально-чиновничьей россии, гоголь широко использует излюбленный им художественный прием - характеристику персонажа через деталь. рассмотрим, как применяет писатель этот прием, на примере «помещичьих» глав поэмы. манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника - он , любезен, словоохотлив. однако после непродолжительного общения с ним становится очевидно, что за бесконечным потоком слащавых слов, за прекраснодушными фантазиями скрывается убогое, духовно омертвевшее существо. многочисленные детали свидетельствуют: помещик глуп и ленив. в его доме «вечно недоставало» чего-нибудь: на всем лежит печать незавершенности и бесхозяйственности. книжка, которую манилов «постоянно читал уже два года», всегда заложена па четырнадцатой странице; в гостиной не один год стоит пара кресел, обтянутых рогожей (на них не хватило обивочной ткани) и т. п. коробочку гоголь относит к числу тех «матушек, небольших помещиц», которые «плачутся на неурожаи и убытки», а между тем набивают «деньжонками» мешочки, «размещенные по ящикам комодов». отличительные черты настасьи петровны - тупость и жадность. об этих качествах можно догадаться по многим деталям: се комнату украшают картины «с какими-то птицами», часы с нарисованными на них цветами и маленькие зеркала с рамами «в виде свернувшихся листьев», но стены обвешаны «старенькими» обоями, а «за всяким зеркалом» заложены «или письмо, или старая колода карт, или чулок». на «дубиноголовость» героини намекают и другие детали: на одно из чучел в ее огороде «надет был чепец самой хозяйки»; стенные часы в ее комнате такой звук, «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку», а в описании дома и двора коробочки часто у поминается птица (связанная в фольклорной традиции с обозначением глупости, безмозглости). в портрете ноздрева обращают на себя внимание детали его внешности: полные румяные щеки, белые «как снег» зубы, черные «как смоль» бакенбарды. привлекательность этого персонажа лишь оттеняет его внутреннюю пустоту. непредсказуемая агрессия ноздрева, непрочность связей, возникающих у него с другими людьми, символически деталями его быта. в доме ноздрева можно увидеть хаотичную смесь предметов, не связанных никакой логикой: сабли и ружья, «турецкие» кинжалы, трубки, чубук, «кисет, вышитый какою-то графинею»; непредсказуемы и расстроенная шарманка ноздрева, и трапеза в его доме - повар ноздрева имел обыкновение класть в блюда ««первое, что догадалось под руку». вещи, окружающие собакевича, особенно выразительны. они, пишет автор, словно говорят: «и я тоже собакевич! » или: «и я тоже похож на собакевича! » неодушевленные предметы повествуют о персонажах поэмы столь красноречиво, что кажутся живыми, но сравнению с мертвыми душами своих хозяев. не случайно автор сравнивает лица собакевича и его с тыквой и огурцом - явлениями мира вещного. в описании плюшкина, давно утратившего все мыслимые связи с миром, доминирующая деталь - «прореха»: плюшкин демонстрирует чичикову «спину, запачканную мукой, с большою прорехою». утратив человеческий облик и способность жить среди людей, плюшкин воистину превратился в «прореху на человечестве». если о предыдущих персонажах можно было судить по деталям окружающей их обстановки, то о комнате плюшкина автор говорит «никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое » признаками омертвения, симптомами болезни, поразившей все общество, выступают и детали описания «губернского города nn1». эти детали поражают абсурдностью, алогизмом; «покойная комната с тараканами»; грязная и закопченная «общая зала» гостиницы (украшенная, однако, картиной с изображением пышнотелой нимфы); магазин с картузами, фуражками и надписью: «иностранец василий федоров»; хилые деревца в городском саду с подпорками, « красиво выкрашенными» зеленой краской. описание гостиницы и городского пейзажа дается в первой главе, задолго до того, как будет рассказано о правах и обычаях чиновников и города nn. однако посредством выразительных деталей автор уже здесь сообщает многое о пороках, процветающих в губернском захолустье: о лени, тупости и продажности чиновников, об их неспособности заниматься своими прямыми обязанностями, о равнодушии «отцов города» к горожан. «гений детализации», гоголь передаст через деталь все многообразие мира, в котором диковинно переплетено возвышенное и смешное, трагическое и абсурдное.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите, , краткое содержание "пальто с хлястиком" шишкина