князь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к ростову через землю вятичей. это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. не менее ста раз ездил мономах из чернигова в киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. кроме того, князь — страстный охотник. он рассказывает о том, как в чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. при этом мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».
заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить бога и прославлять милость его за то, что он оберегал его, грешного, от всех напастей. князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то божье соизволение.
народный обряд очередной этап своего становления переживал в 1-й половине xvi в., что нашло отражение в созданной в это время «повести о петре и февронии муромских». сюжет «повести» и многочисленных устных рассказов прост: в них говорится о болезни князя петра, о том, что вылечить его смогла только крестьянская девушка феврония, и о последовавшем затем браке князя и крестьянки. не вызывает сомнений, что до встречи с князем петром феврония была язычницей: молилась она не в церкви и не в избе перед божницей, а под ореховым кустом, «в рощенье». врачевание князя петра было проведено ею в чисто языческой традиции. позже феврония станет женой христианина и христианской святой, то есть безусловно христианкой (момент крещения, как малозначащий с народной точки зрения, при этом не подчеркнут).
в «повести» в иносказательной форме описаны те основные предбрачные символы и действия, совокупность которых позже войдет в состав народного свадебного обряда: называние жениха князем, его приезд в сопровождении бояр (и тысяцкого), конный поезд, подарки, баня. таким образом, «повесть о петре и февронии» запечатлела процесс христианизации крестьянства, осуществлявшийся на уровне семейно-брачных отношений.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прочитайте. обьясните смысл данной пословицы. встречай людей не лестью, а честью.