александр твардовский вошел в как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. на фронт твардовский ушел в качестве корреспондента газеты «красноармейская правда», где публиковались не только очерки, но и стихи поэта. именно они и принесли ему настоящую славу и подлинную народную любовь, а также ряд правительственных наград.
война для твардовского началась в 1938 году на границе с западной белоруссией, которую в принудительном порядке присоединяли к великой советской державе. поэтому к тому моменту, когда германия вторглась на территорию , поэт имел довольно четкие представления о том, что такое военные действия. возможно, полученные навыки твардовскому выжить в тех ситуациях, когда его менее опытные коллеги под шальными пулями. однако самого твардовского это обстоятельство нисколько не радовало, так как изо дня в день ему приходилось сталкиваться с ужасами войны, которые оставили в его душе неизгладимый след.
когда из жизни уходили его боевые товарищи, это воспринималось как неизбежность. однако смириться с тем фактом, что жертвами войны становятся дети, твардовский так и не смог. в 1943 году он опубликовал стихотворение под названием «в пилотке мальчик босоногий…», которое стало своеобразной иллюстрацией к судьбам тысяч и тысяч сирот, вынужденных выживать в сложных прифронтовых условиях.
герой его произведения «с худым заплечным узелком привал устроил на дороге», явно рассчитывая на то, что проезжающая мимо попутка доставит его в нужное место. твардовский не акцентирует внимание на том, куда именно держит путь юный герой его стихотворения. о таких вещах в то время не принято было спрашивать даже у детей, многие из которых пытались в хаосе войны найти своих близких. жизнь заставила их не только добывать себе пропитание, но и бережно, по-взрослому, относиться к каждой крошке хлеба. серьезность во взгляде, уверенные и жесты, настойчивость и непоколебимость – именно таким предстал перед поэтом этот юный путешественник, который, судя по внешнему виду, был сиротой.
на этот вопрос мальчик ответил утвердительно, хотя и весьма неохотно. «и на лице, в глазах, похоже, — досады давнишняя тень», — именно так отреагировал юный путник на расспросы, пытаясь оградить себя от ненужной жалости. и совсем по-взрослому попросил у мужчин-солдат докурить папиросу, пытаясь за этим жестом скрыть свою душевную боль. именно такими увидел твардовский детей войны, судьбы которых оказались изувечены, а будущее представлялось туманным и лишенным радости.
гринев — свидетель и участник событий. формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт. нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. уже в день взятия белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. в оренбурге, получив письмо от маши, гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе — долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». гринев-человек победил гринева-солдата, присягнувшего императрице, — он решился уехать из оренбурга, а затем воспользовался пугачева. честь гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь «почитал святынею своей совести».
честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. отношение к чести и долгу развело гринева и швабрина. искренность, открытость и честность гринева привлекли к нему пугачева («моя искренность поразила пугачева»). в испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (маша миронова). подлость и низость делают его законченным негодяем (швабрин). дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие вещи подарил герасим татьяне из рассказа муму