Одна из самых популярных легенд средневековья – легенда о докторе фаусте, которая возникла вокруг личности, поразившей воображение народа. фауст – лицо , о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его современников. он жил на рубеже 15 – 16 веков, под фамилией фауст скрывался иоганн-георгий. ученые по разному объясняют происхождение его фамилии. одни , что оно происходит от faust, что в переводе означает кулак, другие видят в нем псевдоним, образованный от латинского faustus – счастлив. этот псевдоним подчеркивал успешный характер деятельности ученого, мага, астролога, прорицателя. сам фауст называл себя и врачом, и хиромантом. итак, с точки зрения лютеранской церкви он стремился к недозволенным знаниям, а значит заслужил осуждение, был грешником, ибо с точки зрения человека того времени эти знания можно получить только в союзе с дьяволом. письменные источники сообщают также, что фауст был профессором, читал лекции в различных университетах, имел учеников – последователей. еще при жизни ученого о нем ходили разные рассказы о его поступках, в которых видели что-то необычное, фантастическое. погиб фауст вследствие неожиданной катастрофы, поразившей современников. предполагают, что это был взрыв в лаборатории ученого. фауст умер около 1540 года. эта последнее событие в жизни ученого предоставила дальнейший импульс развитию легенды. фауст становится популярным любимым героем народной легенды. его образ в легенде несет на себе отпечаток времени. он человек, который ради знания готов разбираться и с нечистой силой, и так в конце легенды дьявол забирает фауста в ад. вместе с тем он типичный представитель эпохи возрождения, смелый и бесстрашный искатель тайных знаний и запрещенных путей получения этих знаний. как известно, наиболее яркие, глубокие, художественно совершенные образы созданы фольклором, например геракл, прометей, микула селянинович, василиса прекрасная, петрушка, к ним относятся и фауст. все эти герои гармонично сочетали разум и чувства. главная суть фаустовского сюжета – жажда безграничного знания, любопытство, свобода духа – привлекала многих писателей последующих эпохи и обусловила мировую популярность образа фауста. ниже в работе мы постараемся выяснить вопрос, как легенда о фаусте трансформировалась в творчестве и. в. гете и а.с.пушкина, просветителя и классика . известно, что на о.с.пушкина трагедия “фауст” произвела большое впечатление, и поэт в 1825 году пишет стихотворение “сцена из фауста”. один путешественник познакомил с гете, и тот послал пушкину а.с. в подарок свое перо, которым писал «фауста». гете с его тонким восприятием древности, почувствовал красоту и значимость этого сюжета еще в юности. писатель отдал книге 62 года своей жизни. бесспорно, гете знал не только легенду о фаусте, но также и легенду о симоне-маге. гете нашел простой способ, как совместить эти два сюжета: мефистофель омолаживает ученого и превращает его в юношу. такой замысел, по словам писателя томаса манна, мог родиться только “из юношеского ритма крови” поэта. гетевский фауст мало чем похож на свои прообразы. он наделен чертами человека не средневековья, а эпохи возрождения. произведение состоит из посвящения, театрального вступления, пролога и двух частей. в “прологе на небе” показывается встреча господа и его архангелов с мефистофелем, которая приобретает символичное значение.
Aleksei368
31.12.2020
После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря пушкин был определен на службу в коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. к этому периоду относятся стихотворения "вольность" (1817), "к чаадаеву", "деревня" (1819), "на аракчеева" (1817 — 1820), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству и. якушкина, "в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть". еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму "руслан и людмила", которую закончил в марте 1820.