Олимпиада по литературе5 классI. Комплексный анализ текста1. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.1) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:- В такую стужу ты рубишь?- В такую стужу нужда рубит.Барин изумился…2) Жили-были кум с кумой – волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.- А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса.- Так поди, сходи, - говорит волк.Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад…3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.- Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!- Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:- Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.Побежала курочка к речке.- Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…»4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть…5) Жили себе дед и баба. И была у них курочка ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено!Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила!6) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко т так-то ласково начала звать её купаться на реку.Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.2. Здесь перепутаны части загадок (начало и конец). Восстановите загадки, «соединив» их части, отгадайте и запишите ответы.Кверху дном – полная,Днём обручем,Свернёшь – клин,Чем больше от неё отбавишь,Сильнее солнца, слабее ветра,Бьют Ермилку по затылку,ночью кольцом.он не плачет, только ножку прячет.книзу дном – пустая.ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.развернёшь – блин.тем больше она становится.3. «Соедините» названия литературной сказки и её автора.Г.-Х. АндерсенА.С. ПушкинП.П. ЕршовВ.А. ЖуковскийП. БажовН. Гоголь«Каменный цветок»«Конёк – горбунок»«Снежная королева»«Вий»«Спящая царевна»«Сказка о попе и работнике его Балде».4. Герои басен И.А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линиями героев одной басни. они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.Каким настроением проникнут весь рассказ? Почему?Как вы бы охарактеризовали взаимоотношения братьев? Какие слова, выражения из текста это понять?Найдите в рассказе слова, относящиеся к разговорному стилю. Какова их роль в тексте?Как построен рассказ? Как в нём развивается действие?Найдите в тексте эпитеты. Какие предметы, отношения, чувства они характеризуют?Определите тему и основную мысль рассказа.Прокомментируйте название рассказа.
Вячеслав
31.01.2021
Д.И. Фонвизин - известный драматург и публицист 18 века .Он вступал в полемику с самой императрицей ,надеясь просветить ее и тем самым удержать от необдуманных и серьезных проступков .Но его теория просвещённой монархии потерпела фиаско .Екатерина 2 - сочла Фонвизина своим врагом и стала препятствовать его творчеству."Придворную грамматику " запрещали ,писали ,что автор клевещет на императрицу и ее двор .О своих просветительских взглядах в борьбе с самодержавием и крепостничеством драматург сумел рассказать и показать в пьесе "Недоросль" Ведь именно в ней государственный чиновник Правдин берет под опеку имение Простаковой за бесчеловечное отношение к своим крепостным крестьянам.Это были мечты Фонвизина .Его желания .В жизни так случалось крайне редко .Просветить монархов сложно .Но Пушкин говорил :"Сатиры смелый властелин ,блистал Фонвизин ,друг свободы" Вот это идеалы и пытался донести до власти драматург .В его "Недоросли" мы встречаем и открытую критику самодержавия .Об этом говорит рупор идей автора -Стародум: "...Начинаются чины – перестает искренность..." "...Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного..." "...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы..." "... [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. "...чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается..." "...гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг " "Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в богатство..." "...Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою... "...Наличные деньги – не наличные достоинства..." "...Золотой болван – все болван..." "не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного..." "... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает..." (Стародум) "...Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек...".В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь..." Перед нами в чистом виде просветительские речи гуманиста - просветителя.Так во что верит Фонвизин ?В силу разума ,в здравый смысл ,в милосердие ,в порядочность ,честность ,ответственность и благоразумие .,в долг и честь человека! Этому у него научился А.С.Пушкин ,который впоследствии скажет: !"..В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал"
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сделать свою частушку с оканчивающимися на слова речку, пруд, нету, тут 15