михаил юрьевич лермонтов. лирика
с творчеством м. ю. лермонтова учащиеся уже знакомы, но в 10 классе их представления о творчестве поэта поднимаются на новый уровень. они не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии лермонтова в целом, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. на изучение лирики лермонтова можно отвести 5 уроков, 6 уроков оставить на анализ романа «герой нашего времени», а 2 — на классное сочинение.
учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать, что лермонтов, по словам белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи развития нашего общества».
основные положения вступительного слова учителя о лермонтове:
в творчестве лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов xix века, времени тяжелейшей политической реакции.
творчество лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. граница — 1837 год, год гибели пушкина. уже в ранней лирике лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («жалобы турка», «желание»). поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. большое влияние на раннего лермонтова оказали романтические настроения байрона.
в зрелой лирике лермонтова звучат идеи, связанные с общественно-политической мыслью этого периода (пушкин, чаадаев, белинский). появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и родины.
таким образом, основные мотивы лирики лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («парус», «узник», «пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («молитва» («в минуту жизни трудную…»), «и скучно и грустно», «из гете», «выхожу один я на дорогу…»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («поэт», «пророк»);
критика самодержавия и светского общества («прощай, немытая россия…», «смерть поэта», «как часто, пестрою толпою окружен…»);
любовь-страдание («к* («я не унижусь пред тобою…»)»;
положение народа и родины («родина», «бородино»).
на уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
в центре первых уроков по лирике лермонтова — анализ стихотворений «дума» и «как часто, пестрою толпою окружен…», основной пафос которых — критика общества, ирония и своему поколению в пассивности. на уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому вопросы и уроков должны быть более подробными, многочисленными, что направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. на последующих уроках вопросов и может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
вопросы и к стихотворению «дума»
1. какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
2. как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
3. какой характер придает стихотворению его длинный стих (5—6-стопный ямб)? сопоставьте ритм текста со стихотворением а. с. пушкина «памятник».
4. почему ритм стихотворения замедленный? какими средствами это достигается? (много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки.)
5. в чем автор свое поколение? почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?
Ирония. Щедрин сравнивает генералов и замечает, что один из них был учителем каллиграфии и превосходил по этой причине по уму другого ( так подчеркивается недалекость героев). Мужик приготовил генералам пищу. Они размышляют о том, нужно ли сей едой делиться, называя его тунеядцем. Мужик умеет трудиться, но генералы почему-то от него отворачиваются.
Гипербола ( преувеличение). Автор подчеркивает, что генералы за всю жизнь выучили только одну фразу «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Их кругозор ограничен, а речь бедна. Один из наших героев уверен, что что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Они невежды. Салтыков - Щедрин говорит , что мужик себесам смастерил веревочку, чтобы не ускользнуть от генералов. Так подчеркивается рабская суть человека. На необитаемом острове мужик создал корабль - сей факт о мужика к творчеству в любых условиях.
Гротеск. Генералы подобрали старый " нумер " " Московских ведомостей". Щедрин смеется над их мировоззрением, ибо взгляды их консервативны, и их ничего новое не интересует. Гротеск и в драке между ними : генерал откусил у другого орден ( а без него генерал уже перестал быть таковым, орден сросся с ним).
Используя различные приемы, Салтыков - Щедрин подчеркивает несуразность общественного устройства и отношений между людьми и наталкивает читателя на мысль об его изменении.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Усильного всегда бессильный виноват. надо составить басню на эту тему. . зарание .