мариинский театр - символ культуры. летоисчисление его труппы ведётся с 1783 года, когда в петербурге был открыт большой театр, на месте которого находится сейчас санкт-петербургская консерватория.
в xviii веке во второй адмиралтейской части петербурга появилась площадь карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. здесь же проходили народные гуляния с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники петербургской танцевальной школы.
по приказу екатерины великой вместо этого здания был воздвигнут большой (каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры европы. он открылся в 1873 году представлением оперы дж. паизиелло "мир луны". площадь стала называться театральной. в 1802 году театр перестраивал ж. тома де томон, в 1836 реконструировал а. кавос.
29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив большого по проекту архитектора а. кавоса, праздничным конным представлением открылся цирк. он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение.
ровно через десять лет цирк сгорел. восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. сюда перешли оперная, а затем и труппы большого театра.
открывшийся 2 октября 1860 года оперой м. глинки "жизнь за царя" театр стал называться мариинским, по имени жены александра ii марии александровны. это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его пришлось надстраивать и перестраивать. в xix веке здание театра дважды реконструировалось. по проекту главного архитектора дирекции императорских театров в. шретера в 1884-1886 перестроены закулисные помещения. в 1894-1896 годы инженером н. смирновым проведена реконструкция зрительской части. к лицевому фасаду пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе, а слева и справа от основного здания - флигеля.
великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивок и драпировок - таково праздничное колористическое звучание зала. яркий живописный плафон выполнен э. фрачиоли по эскизам профессора к. дузи. громадная, трёхъярусная бронзовая люстра с хрустальными подвесками и канделябры изготовлены на пожертвования купца к. плеске, награждённого золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге".
уникальный занавес, ставший эмблемой мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам театрального художника а. головина. в 1952 году художники с. вирсаладзе и м. зандин изменили цветовую гамму занавеса - тёмно-красного, сделав его сине-голубым, в соответствии с основным тоном декора зрительного зала. во время второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено.
в конце 1960-х годов в ходе реконструкции по проекту с. гельфера перестроена сцена - от до колосников. подъёмный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют разнообразно использовать оркестр и добиваться сложнейших декоративных эффектов. однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередной технической реконструкции.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вопрос по краеведению: что в современном облике ярославля сохранилось с начала х|х
высокая -архитектурного центра города обеспечила ему место в списке памятников всемирного наследия юнеско (cм. центр ярославля).