Родился 13 февраля 1873 г. в Казани в семье мелкого служащего. Рано начал трудиться: работал резчиком по дереву, переписчиком бумаг, был подмастерьем у сапожника. С юных лет обладал уникальными вокальными данными. Пел в архиерейском хоре, подрабатывал статистом в оперном театре, пытался играть и в драматической труппе.
Дебют Шаляпина как оперного певца состоялся 18 декабря 1890 г. на сцене Городского театра в Уфе — он исполнил партию Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька».
С этого момента начались скитания по городам и оперным труппам. В 1892 г. Шаляпин попал в Тифлис (ныне Тбилиси). Здесь его уникальные возможности оценил известный в городе музыкальный педагог Д. А. Усатов, у которого Шаляпин стал заниматься, одновременно выступая на сцене Тифлисского музыкального театра.
В 1894 г. Фёдор Иванович приехал в Петербург и начал петь в частной опере Панаева. 5 апреля 1895 г. он дебютировал в Мариинском театре в опере Ш. Гуно «Фауст», исполнив партию Мефистофеля.
Но настоящая слава и признание пришли к певцу на сцене Московской частной русской оперы, где Шаляпин по приглашению С. И. Мамонтова работал в 1896—1899 гг.
Его бас великолепно подходил для классических партий русского оперного репертуара: Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова).
В 1901 г. по инициативе С. П. Дягилева Фёдор Иванович выехал в заграничное турне. 3 марта он с триумфом выступил на сцене миланского театра Ла Скала в заглавной партии в опере итальянского композитора А. Бойто «Мефистофель». С 1907 г. Шаляпин регулярно участвовал в Русских сезонах за границей, организованных Дягилевым в Париже. Он много пел в опере и концертировал, но никогда не отказывался выступать перед простой публикой, занимался благотворительностью.
В 1918 г. певцу присвоили звание народного артиста Республики.
В 1922 г. Шаляпин эмигрировал.
За границей он продолжал создавать яркие оперные образы и вёл большую концертную деятельность. Сделал множество записей, в конце 20-х гг. снялся в первом звуковом фильме «Дон Кихот».
Каждый оперный образ Шаляпин выстраивал не только как певец, но также как актёр и режиссёр. Он был первым русским певцом, который получил мировое признание.
Умер 12 апреля 1938 г. в Париже.
В 1984 г. прах певца был перенесён на Новодевичье кладбище в Москве
Его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Именно музыка к пушкинской «Метели» станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» - никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели. Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт.
Части:
Тройка
Вальс
Весна и осень
Романс
Пастораль
Военный марш
Венчание
Отзвуки вальса
Зимняя дорога
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Фольклор в музыке - подготовить сообщение.
Фольклор включает в себя произведения устного народного творчества: народные песни и былины, мифы и предания, обряды и танцы. Фольклор существовал неразрывно с народом. В русской народной музыке перед нами предстают образы русского быта и природы, обычаев и традиций народа. Под народную музыку люди трудились, она сопровождала праздники и народные гуляния. В былинах воспевались могучие богатыри и их подвиги, а в сказках рассказывалось.
Многие композиторы при написании своей музыки вдохновлялись именно русским народным творчеством. Например, героями оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова являются Ярило-Солнце и Леший, герои славянской мифологии, а в самой опере изображен обряд выкупа невесты. Не менее ярким примером является балет И. Стравинского "Весна священная", который изображает языческую Русь во всех красках, с ее хороводами, песнями и обрядами.
Фольклор, являясь сердцем и душой народа Руси, до сих пор находит свое отражение в музыке наших лет.