Что услышать и понять замысел композитора в инструментальном произведении? ответ на этот вопрос можно услышать в музыке, обращаясь к произведениям для фортепиано и оркестра, содержание которых выражается в их названиях. Это "Осенняя песнь" Чайковского и "Буря" Россини, пьесы из "Карнавала" Шумана и "Картинок с выставки" Мусоргского.. .
Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки, настраивает на музыку понять ее содержание.
Исполнителю же такое название лучше понять и выразить в своем исполнении замысел композитора, убедительнее раскрыть содержание произведения.
Чтобы полнее раскрыть свой замысел перед слушателями и исполнителями, композиторы нередко, помимо названия, дают к своим произведениям литературное предисловие. Лядов, например, в предисловии к сказочной пьесе для оркестра "Кикимора" использовал слова из народного сказания, которыми было навеяно это произведение: "Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн - говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тоне-шенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым малешенька, с наперсточек, а туловище не спознать с соломиной.. . Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной". Такое предисловие "услышать" в одном из эпизодов произведения "хрустальную колыбельку", в которой укачивают Кикимору:
Литературные предисловия, как и заголовки пьес (а они могут быть заимствованы из литературы, живописи, подсказаны самой жизнью) , являются своеобразной программой произведений. Поэтому инструментальные сочинения, которые их имеют, называют программными, или программной музыкой. В программных произведениях находят яркое воплощение правдивые и фантастические истории, изображаются картины природы, птицы и звери, герои известных сказок из литературных произведений.
Композиторы часто обращаются к программной музыке. Программные пьесы есть в "Детском альбоме" Чайковского, "Детской музыке" Прокофьева, "Альбоме для юношества" Шумана, во многих сборниках педагогического репертуара. Специально для детей французский композитор Бизе написал для фортепиано сюиту "Детские игры", Сен-Санс "Карнавал животных"
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие творения Леонардо да Винчи соединяют в себе и науку и искусство.
Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.
Различают:
- картинную программность -суть- музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т. п. ;
- сюжетную программность -суть- развитие музыкальных образов, отвечающих контурам сюжета.
Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.