карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человека (мыслящего субъекта) о мире (земле) и мироздании (вселенной, мультвселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.[1][2][3][4][5][6][7][8] в любой картине мира являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека.[7] так известный философ карл ясперс под картиной мира понимал «совокупность предметного содержания, которым обладает человек».[5][9] вопрос о картине мира возникает по причине оценки места и значения массовой культуры в жизни современного человека. это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения «клип-культуры» (элвин тоффлер), сотворить собственную картину. на это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, способных обрушиться на отдельно взятого человека. так «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать» (элвин тоффлер). всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира.[10]
в соответствии с этими особенностями картина мира: [11][12]
целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений; представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человек действует в мире; имеет обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов. содержание содержание понятияправитьпонятие «картина мира» было введено в научный оборот генрихом герц при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. в дальнейшем выводы герца были расширены максом планком, который дал определение картины мира, как «образу мира», который складывается в науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. вслед за представленной герцем и планком картиной мира, стали появляться описания , биологической, , демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картинах мира в зависимости от того, от представителя какой отрасли знания это исходило.[5][9]
начиная с xvii века в ходе развития культуры различные картины мира последовательно сменяли друг друга. так в произошёл переход от механической к электромагнитной, а от неё к релятивистской. в целом можно говорить, что из всех существующих научных представлений природы, её строении и развитии, складывается естественнонаучная картина мира.[5]
как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания. социальное развитие подростка начинается с ощущения своего «я». самоутверждение проявляется в том, что личность осознает свое существование. разглядывая себя в зеркало, подросток спрашивает: «какой я? зачем я это сделал? но я все равно докажу, что лучше с., которого мне в пример поставили. еще не все про него знают».подросток открывает свое «я», ищет свое место в человеческих отношениях, строит планы относительно своего развития и будущей жизни. иначе говоря, он становится автором своей собственной биографии, своего предназначения. «я» подростка сначала окрашено эмоциями, оно импульсивно. ему хочется наполнить окружающее пространство этим «я». порой ему кажется, что самое большое зло – от скуки и инертности. подросток начинает совершать поступки только ради того, чтобы обратить на себя внимание. до ощущения пассионарности, предназначения сделать что–то великое, подвластное только ему, еще далеко, но сейчас главное – не согласиться с тем, что есть, раскритиковать то, что предлагают взрослые (родители в том числе), затем попробовать новое мироустройство и… оказывается, для того чтобы что–то переделать или сделать иначе, нужно послушать советы старших, научиться планировать, организовывать, доводить дело до конца, сверяя то, что выходит, с тем, что хотелось. надо быть личностью с убеждениями, обладать правами, иметь возможность пользоваться санкциями. скажем, подросткам хочется играть в футбол (хоккей), а футбольного поля (хоккейной коробки) нет. если сами не проявят инициативу, не убедят взрослых, администрацию жэка и т. д. в необходимости разумного проведения отдыха, то никакой хоккейной коробки и футбольного поля не будет. общественная пассивность подростков порой поражает: критиковать мастера, но проявить свое «я» в конструктивном деле не могут. и понятно, почему: для этого надо пройти науку социализации, т. е. овладеть правами, понять и выработать у себя общественные нормы. поиск себя – процесс нелегкий, и он развивается с дошкольного возраста (о том, как себя вести в том или ином обществе, существует целая наука – этикет).поиск подростком своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни, т. е. социализацией. понимание себя самого, представление о своих знаниях и навыках, которые требуются в той или иной группе сверстников либо взрослых, принято называть «я–концепцией». психологи особо отмечают этот центральный фактор психологии подростка: это «становление нового уровня самосознания, изменение «я–концепции», определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. в этот период ведущей является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить себя в системе «я» и мое участие в жизни общества».под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. самосознание включает представление о себе самом. возникает образ своего «я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. поэтому говорят о соответствии я–реального я–вымышленному и я–возможного я–нереализованному
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Главным гарантом прав и свобод в рф является 1) конституция 2) президент 3)верховный суд 4) мвд