Сначала разберем, что такое парламент и с чем его едят, а потом найдем сходства с Верховным Советом СССР.
Итак, Парламент:
• высший представительный орган (то есть все население страны представлено там посредством выборов и представителей)
• высший законодательный орган в государстве (то есть принимают законы)
• существует в тех государствах, где есть разделение властей
• + может формировать и контролировать исполнительную власть (это выражается в возможности выносить вотум недоверия правительства или импичмент президенту)
• Может состоять из одной или двух палат (нижняя палата инициирует законопроект, а верхняя одобряет)
• Имеет комитеты по отраслям (международные отношения, экономика, социальная политика и так далее)
• В нем формируются фракции по политическому принципу и депутатские группы
Верховный Совет СССР:
• Высший представительный орган СССР
• Высший законодательный орган СССР
• Собирался на сессии
• Имел частично исполнительную и контролирующую власть
• Законы были источником права
• Срок полномочий – 4 года, а после 1977 – 5 лет.
• Состоял из 2х палат: Совета Союза и Совета Нвциональностей
• Союзные республики имели своих представителей в Верховном Совете
• + был Президиум (из числа депутатов, руководил Верховным Советом) и совет старейшин (совещательный рабочий орган)
Вывод: мы видим, что по большинству пунктов Верховный Совет СССР действительно был парламентом в СССР, за исключением наличия фракций, поскольку в СССР была однопартийная система.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Привести по 1 примеру к каждому виду отношений: а) профессиональных; б) семейно-родственных; мамой и сыном в) демографических; г) религиозных; д) территориально-поселенческих. (Образец примера экономических отношений: между работником и работодателем)Делайте по образцу. 2. Перечислить 2 позитивных и 2 негативных последствия дифференциации КОТЯТКИ❤️❤️❤️
Раздел VI
Политическая сфера жизни общества
6.1. Политика. Функции политики
Первоначальный смысл термина "политика" ввел в научный оборот еще древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Аристотель понимал под политикой цивилизованную форму общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой, где достигались "благо народа и государства", он считал античный полис (город-государство).
Политика, по замечанию немецкого социолога М. Вебера (1864–1920), "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству" (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644).
Немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900) характеризовал мир политики как "слишком человеческое". Диаметрально противоположное мнение о политике высказал русский философ Н. А. Бердяев (1874–1958), который считал, что "политика… всегда основана на лжи…", что она "… в значительной степени есть фикция, владеющая людьми…", "паразитический нарост, высасывающий кровь из людей".
Наверное, можно согласиться с оценкой политики Н. А. Бердяевым, как, впрочем, и с другой ее оценкой, данной В. И. Лениным (1870–1924): политика – это "вообще грязное дело" и "высасывает кровь". Однако политика – реальность и без нее нет ни человека, ни общества, ни цивилизации, политика проявляется не только в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений, но и в идеалах, намерениях, страстях, мотивах и поведении людей.
Итак, как же все-таки определяется политика? Каковы ее сущность, содержание и структура?
Специфика политики заключается именно в ее обеспечивать целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать социальные взаимодействия.
Существуют различные подходы к во о сущности политики, раскрытию ее содержания и, следовательно, к ее изучению.
Первый подход к объяснению сущности политики – директивный (от латинского dirigere – направлять). Согласно этому подходу политика есть деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Один из авторов данного подхода, М. Вебер, писал, что "политика… означает стремление к участию во власти".
Директивный подход имеет ряд недостатков.
Прежде всего, со временем власть перестает быть прерогативой государства. Кроме того, понимание содержания политики только как отношений по поводу государственной власти не раскрывает социального смысла политики: каким социальным группам служит политика, чьи интересы она выражает?
Второй подход к объяснению сущности политики – функциональный. При таком подходе ее сущность усматривается в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Идея о разделении людей на управляющих и управляемых принадлежит древнегреческому философу Платону (428–348 гг. до н. э.).
Однако функциональный подход акцентирует внимание на технологии политических взаимодействий, при этом не раскрывает социального смысла политики, природы тех интересов, которые она выражает и защищает.
Третий подход к объяснению сущности политики – коммуникативный (от латинского communicatio – сообщение, общение, связь).
С позиций этого подхода политика трактуется предельно широко – как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования социальных конфликтов.