Средства массовой информации представляют собой систему различных средств передачи публичной информации, которая осуществляется с технических средств.
Система средств массовой информации включает:
- печатную прессу (газеты, журналы и прочее)
- аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, интернет каналы и прочее)
- информационные службы (пресс-службы, новостные агентства)
Что касается влияния на политическую жизнь общества, то СМИ называются "четвертой властью". Такое название СМИ получили из-за того, что не только информируют, создают медиакультуру, оказывают влияние на поведение и мышление отдельных людей, но также обладают к манипуляции массовым сознанием.
Стоит также упомянуть теорию "agenda-setting", в рамках которой СМИ создают повестку дня из того, что СМИ освещает за день.
СМИ в состоянии изменить мнение электората о кандидате в плохую или хорошую сторону, создать хорошее впечатление о плохой реформе или политическом действии президента и так далее.
СМИ могут успокоить, или наоборот, усилить реакционные настроения в обществе. Чаще всего СМИ используются режимом для того, что создать повестку дня, угодную для режима. Это позволяет скрыть от глаз граждан проблемы в государстве.
Политическое влияние СМИ осуществляется через воздействие на разум и чувства человека. В демократических государствах преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся так типу менталитета и культуры людей. Она предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды. Однако и здесь различные политические силы широко заменяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которая может затмить рациональные доводы и аргументы. Насыщая свои передачи эмоциональным содержанием, подавляющие разум человека, СМИ могут оказывать определяющее влияние на политическое поведение граждан. Эта их особенно часто используется в периоды предвыборных кампаний, когда поддерживающие непопулярные политические силы СМИ с ярких частных фактов или фальшивок пытаются накалить эмоциональную атмосферу в обществе и блокировать рациональный выбор избирателей.
Опыт истории показывает, что СМИ служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости и их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх.
Воздействие СМИ на политику осуществляется не только непосредственно через политические коммуникации, обеспечивающие участников политической жизни необходимой информацией и делающие возможными любые целенаправленные коллективные действия больших групп людей, но и в результате формирования самих субъектов политики.
Как свидетельствуют специалисты, современные источники информации влияют на психику людей восприятия и осмысления ими политических событий, а также их нравственные ценности, общественные и политические установки.
СМИ могут воздействовать на формирование политически значимых качеств граждан в прямо противоположных направлениях. В ряде стран мира они достаточно эффективно выполняют функции политического просвещения граждан, их объективного информирования о важнейших внутригосударственных международных событиях. Однако достаточно часто СМИ используются в целях закрепления политического господства привилегированных общественных классов и групп. Политические цели и итог такого рода деятельности СМИ – предотвращение массовых протестов против некомпетентных коррумпированных режимов, проводящих далекую от национальных интересов политику.
Рассматривая влияние СМИ, можно выделить две его составляющие – информационно-коммуникационные технологии и профессиональные, редакционные методы. Первая составляющая включает маркетинговые (PR-деятельность, информационный лоббизм и т.д.) и немаркетинговые (пропаганда, манипуляция, агитация, дезинформация) технологии. Вторая – методы редактирования и издания материалов, профессиональные нормы медиа-компаний и субъективные характеристики сотрудников СМИ.
Наиболее интересными для рассмотрения, по моему мнению, являются немаркетинговые технологии СМИ.
Отход от применения технологии пропаганды в чистом виде и поворот к использованию различных методик убеждения с элементами пропаганды является одним их современных направлений эволюции технологий влияния.
По мнению специалистов существует четыре тенденции развития пропаганды в XX в.:
- активизация сферы пропагандистских демонстраций;
- формирование политического информирования через СМИ;
-интенсификации пропагандистского информацирования;
- глобализация и универсализация пропаганды.
Манипулятивные технологии дополняют другие методы воздействия и пересекаются с ними. Часто упоминаются следующие методы влияния на общество, используемые современными манипуляторами:
- управление информационными потоками;
- мифологическое манипулирование;
- психологические технологии;
- ценностно-эмоциональное манипулирование;
- применение механизма социального контроля;
- манипулирование рациональными, убеждающими аргументами.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Каждое утро в 8 утра короля будит камердинер, который спит у подножия королевской постели. Открываются двери в спальню короля. Один камер-паж уже сообщил кухне насчет завтрака, другой впускает к королю только тех людей, которые имеют привилегию входить. Даже в постели на голове короля всегда был небольшой парик, он никогда не показывался людям без парика. И вот он встаёт, перед ним кладут халат. Король надевает туфли и берёт в руки свой халат. Главный хранитель гардероба стягивает с него ночную рубашку за правый рукав, а первый служитель гардероба — за левый. Один из сыновей поднёс к нему дневную рубашку. Далее таким же король надевает её. Так, король каждый день выполняет ряд символических действий. Видом чего (какого социального понятия) являются действия короля, описанные выше? Запишите этот термин, состоящий из двух слов, в мн. ч. и им. п. с пробелом и без иных символов. Образец ответа: [политический плюрализм].
ответ
абсолютна монархія