Понятие свобода в претерпело длительную эволюцию – от «отрицательной» (свобода «от») до «положительной» (свобода «для») трактовки. философия свободы человека была предметом размышлений канта и гегеля, шопенгауэра и ницше, сартра и ясперса, бердяева и соловьева. свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк – от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (э. фромм), в условиях современного цивилизованного общества. философы давно поняли, что в природе личности заключена некая тайна – тайна, связанная с сознанием, памятью и жизнью психики. проблема свободы воли связана с проблемой причины и действия, а также с проблемами философии религии и моральной философии. свобода действительно «сладкое» слово, не зря филологи полагают, что этот термин восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». некоторые философы пытались провести различение между позитивной свободой, или свободой делать (поступать), и негативной свободой, свободой «от». в послании рузвельта упоминаются две позитивных свободы (свобода говорить и поклоняться) и две негативных свободы (свобода от страха и нужды). однако различие между свободой делать и свободой «от» не имеет большого философского значения. ведь свобода делать и свобода «от» зачастую лишь две стороны одной медали. так, в социальном или политическом контексте свобода от цензуры означает то же, что свобода говорить и писать то, что считаешь нужным, свобода от преследования за вероисповедание означает то же, что свобода поклоняться, кому считаешь нужным, или не поклоняться вовсе. индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность. в современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом. первая попытка обоснования взаимосвязи свободы и необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. спиноза отрицает «свободу воли». весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть таким, каков он есть. тем не менее, спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего принуждения. он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму – о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений. понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в некотором смысле – ею обусловленные. жизнь в «повиновении разуму» приводит к согласию между всеми человеческими индивидуумами. свобода принадлежит не к области волевого или нравственного индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку возможностей. вопрос, оставленный спинозой без ответа: возможны ли такое совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ? развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана гегелем. научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека – как вторичного производного.
myhauz
23.10.2020
Взрослые часто спрашивают нас, кем мы хотим стать, когда вырастем. но ведь это так непросто — выбрать ту единственную профессию, в которой ты сможешь стать настоящим мастером. для этого нужны не только знания, но и возможность попробовать свои силы в разных областях, иначе можно так никогда и не узнать, какими склонностями, способностями и талантами обладаешь.я люблю цветы. дома у нас все подоконники тесно заставлены горшками и горшочками с разными растениями. мне нравится ухаживать за ними, и я стараюсь сделать так, чтобы цветочкам было хорошо летом и зимой. возможно, когда я вырасту, я стану цветоводом и буду выращивать новые сорта роз, тюльпанов, астр, георгин.а еще мне бы хотелось стать врачом. это нужная людям и благородная профессия, потому что преодолевать болезни, а иногда даже побеждать смерть.я люблю читать, и в детстве думала о том, что было бы неплохо стать в будущем писателем. однако все мои попытки самостоятельно писать стихи, рассказы и сказки оканчивались неудачно. наверное, у меня нет таланта, а без него писателем не станешь. вот как сложно выбрать профессию! плохо то, что я еще не знаю, что именно делают люди, занимающие ту или иную должность. мне бы хотелось найти работу, в которой именно я могла бы достичь вершин или совершить открытия, но для этого нужно так много узнать и так долго учиться!
в произведениях о петербурге 17-18 века