первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. так возникло представление о душе, которую часто изображали в виде крылатого существа. душа независима от тела, она может жить собственной жизнью, например, пока человек спит. душу связывали с дыханием, которое исчезало у мертвого человека. считалось, что душа покидает человека вместе с последним дыханием. это представление отразилось в мифах разных народов и во взглядах древних философов.
древнегреческие философы представляли душу как нечто, похожее на пламя или движение воздуха. душа от-10
дельного человека лишь слабый отпечаток мировой души -космоса. душа - основа идей древнегреческих философов гераклита (ок. 544-483 до н. (ок. 460 - ок.371 дон. платона (428-348 до н. (384-322 до н.э.) и др.
психология возникла как наука о душе, и в дальнейшем в течение многих веков психологическое знание накапливалось в рамках философской мысли. одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человеческой, была проблема связи души и тела. долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.
французский философ р.декарт (1596-1650) также считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют по разным законам. тело, по мнению декарта, материально и действует по законам механики. душа же нематериальна,и ее главное свойство - способность мыслить, помнить и чувствовать. однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу.
в xvii-xviii вв. бурному развитию естественных наук вместо понятия «душа» в науке появилось понятие «сознание». психология стала наукой о сознании. сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.
отсюда возник важный вопрос, как, под влиянием чего формируется сознание человека. предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, чему возникают ощущения. ощущения могут сочетаться между собой с цепочки ассоциаций. это направление получило названиеассоциа-низма.
соответственно понималось и развитие человека. известный философ дж. локк (1632-1704), считавший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях», рассматривал сознание ребенка при рождении какtabula rasa - чистую доску, на которой жизнь оставляет свои письмена. эта идея дж. локка получила значительное отражение в разнообразных психологических и педагогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий среды
11
для развития и воспитания человека. поэтому дж. локк придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного - к плохим.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Объясните смысл высказывания человек сталкивается с тем, что мир представляет удобства и в то же время, чиня препятствия. это и есть сама реальность. мартин хейггер