Вильгельм Вундт считается "отцом экспериментальной психологии" и "основателем современной психологии" в целом. Он получил образование в Тюбингене и изучал физиологию в Берлине с Иоганнесом Мюллером и Дюбуа Раймондом, прежде чем получил в Гейдельберге докторские степени по философии и медицине. Он стал доцентом по физиологии в Гейдельберге незадолго до того, как Герман фон Гельмгольц получил там должность профессора и возглавил факультет физиологии. Считается, что в течение некоторого времени он был ассистентом в лаборатории у Гельмгольца. В 1874 он перешел в Цюрихский университет, а затем в Лейпциг, на должность профессора физиологии, где и проработал до самой смерти.
Вундт был назначен профессором физиологии в Лейпциге в 1875, и в том же году он основал первую лабораторию, предназначенную для экспериментальных исследований по психологии. В 1882 Лейпцигский университет официально объявил ее Институтом экспериментальной психологии. Эта лаборатория стала центром для всех, кто испытывал серьезный интерес к психологии, — сначала в основном для тех, кто изучал философию и психологию в других немецких университетах, но вскоре и для выпускников нескольких американских и английских университетов. Все последующие психологические лаборатории в эти годы создавались по образцу лаборатории Вундта.
По этому поводу существовали некоторые разногласия. Некоторые утверждали, что если лабораторией можно считать помещение, где содержится демонстрационное оборудование, то еще в 1875 у Уильяма Джеймса был в Гарварде маленький кабинет. Да и у самого Вундта в 1865 в Гейдельберге было место для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Г Стэнли Холл утверждал в 1894, что первой значительной психологической лабораторией была та, которую основал он сам в Университете Джонса Хопкинса в 18 81. Разногласия относительно исторической точности, впрочем, не так важны, ибо они скорее отражают наличие потребности и научного потенциала для создания в то время подобных лабораторий.
До этого момента изучение психологии продолжало оставаться достоянием философии и естествознания. У философии были позаимствованы теории интеракционизма, эмпиризма и материализма, гипотезы о природе сознания, о связи души и тела, а также о приобретении знаний. В области естествознания работа Иоганнеса Мюллера возвестила о новом подходе к изучению физиологии человека. Мюллер занимался более непосредственным и точным изучением человеческого тела, используя в изучении физиологии систематизированные экспериментальные процедуры. Именно эти методы вдохновили работу Вундта и написание его наиболее важной книги Grundzuge der . Впервые опубликованная в 1873-4, она заложила основу его дальнейшей работы и впоследствии была переиздана шесть раз. В ней акцентируется роль психологического исследования, основанного на методах физиологической лаборатории. Вундт полагал, что суть общей при организма заключается в психофизическом процессе — органической реакции, которая опосредуется как физиологически, так и психологически. Он был родоначальником концепции о том, что психические переживания должны соотноситься с объективными известными и поддающимися измерению стимулами и реакциями. Физиологическая психология занималась процессом возбуждения органов чувств в зависимости от воздействия на них тех или иных раздражителей; возбуждение поступало по сенсорным нейроным сетям в низшие и высшие мозговые центры и оттуда передавалось мышцам. Параллельно с этим процессом протекала внутренняя психическая жизнь, известная благодаря интроспекции. Благодаря Вундту интроспекция стала основным средством экспериментальной психологии. Его субъектами или наблюдателями обычно являлись взрослые люди соответствующую подготовку в том виде, как он ее понимал. Наблюдателям предъявлялись контролируемые стимулы, а они сообщали о своих скрытых психических процессах, сопутствовавших их восприятию. Теоретический взгляд на
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Составьте 10 тестовых вопросов по теме девиантное поведение
Тест по теме «Отклоняющееся (девиантное) поведение»
А1Девиантным называется социальное поведение, отклоняющееся от
1)политических программ
2)семейных традиций
3)корпоративных норм
4) принятых моральных, правовых норм
А2. Что из перечисленного не является девиантным поведением?
1) выступление против существующего политического режима
2) злоупотребление спиртным
3) употребление наркотиков
4) футбольное хулиганство
А 3. Социология изучает девиантное поведение в связи с механизмами
1) социализации
2) материального стимулирования
3) группового воздействия
4) урегулирование конфликтов
А4.Какое суждение является верным?
А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы называется девиантным.
Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А5.Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А.Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.
Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно- изобретательская деятельность.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
В1. Найдите в приведённым списке черты девиантного поведении. Запишите цифры, под которыми они указаны
1)ориентировано на проведение свободного времени, досуга
2)отклоняется от принятых моральных норм
3)поиск подростками иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования
4)подвергается социальному осуждению
5)отклоняется от принятых правовых норм
6)развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке
7)является социально обусловленным
ответ
В2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропуска.
Современное(1)не обладает культурным(2)и общими ценностями, для него характерен широкий(3) ценностей и норм. В такой ситуации различие между(4)и девиантным поведением становится (5), всё более и более локальным, групповым, а общественная(6) на девиантное поведение носит не всеобщий, а ограниченный (7). Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере склонны(8)поведению, поскольку никто не соответствует полностью социальному (9), канонам социально приемлемого (10). даны в им