Методология— это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет достижения и построения какого-либо определенного знания. В современных работах методология социальной психологи рассматривается как трехуровневая система.
Первый уровень — общая методология, некий общий философский подход познания явлений объективного мира. Методология этого уровня формулирует общие принципы, которые осознанно или бессознательно применяются в социопсихологических исследованиях. Это антропоцентристский подход. Он означает, что для социальной психологии принципиально важен вопрос о соотношении общества и личности. Для понимания общей методологии отметим, что философские принципы обычно не применяются в исследованиях каждой науки (в том числе, естественно, и социальной психологии) непосредственно. Они преломляются в ней через принципы специальной методологии.
Второй уровень — частная, или специальная, методология. Она представляет собой совокупность методологических принципов, которые используются уже в конкретной области знания, применительно к специфическому объекту исследования, более узкой сфере знания. Социальной психологии специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов психологии и социологии. Специфические принципы, присущие обеим, дисциплинам, как бы трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования, определяют исследовательскую стратегию. В своей работе «Социальная психология» Г.М. Андреева раскрывает соотношение общей и частной (специальной) методологии на примере принципа деятельности — одного из основополагающих принципов социальной психологии в марксистской интерпретации.
Наконец, третий уровень — методология как совокупность конкретных приемов. Обычно это называют термином «методика». Важная особенность таких приемов состоит в том, что они могут быть (и обычно являются) относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
В социальной психологии, как и в любой другой науке, научное исследование представляет собой специальную процедуру или набор процедур, которые имеют (или должны иметь, чтобы претендовать настатус научного исследования) следующие сущностные черты:
— исследование имеет дело с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые можно собрать с вполне конкретных методик, техник, приемов;
— в исследовании самостоятельно решаются эмпирические, логические и теоретические задачи;
— для исследования характерно более или менее четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями и отработаны процедуры проверки гипотез;
цель исследования состоит в объяснении фактов и явлений и в прогнозировании их.
Таким образом, любое научное исследование — это поиск, тщательный отбор эмпирических данных — конкретных фактов, вывод с этих фактов определенных принципов, проверка их и использование в прогнозировании.
Источник любых данных в социальной психологии — сам человек. Другой взгляд на эмпирические данные в рамках научносоциально-психологического исследования касается их объема. Он бывает различным. Если это большой массив данных, объективно позволяющий установить определенные связи между их различными группами, то такой объем данных называют корреляционным. Если данных не очень много, и исследователь сам (субъективно) устанавливает какие-то связи и отношения в этих данных, то такой объем называется экспериментальным.
Существенным в рамках социально-психологического исследования выступает и вопрос о формулировке принципов на основе собранных данных. Специфика социальной психологии, как и психологии вообще, состоит в том, что здесь отсутствует так называемая научная строгость, присущая точным естественным наукам (физике, математике и др.), где одни положения теории строго последовательно (дедуктивным или иным методом) выводятся из других положений. В социально-психологическом исследовании важное место занимает гипотеза. Именно она представляет собой в такого рода исследовании теоретическую форму знания. Здесь особенно сложен вопрос о проверке гипотез и построении более или менее обоснованных прогнозов. Существует специфика верифицируемое™ естественно- научного (точного) и гуманитарного знания — эти области далеко не всегда стыкуются между собой. К оценке требования верифицируемости социально-психологического знания все еще подходят с точки зрения требований естественнонаучного знания, где провозглашается жесткий принцип сопоставления данных науки с данными непосредственного чувственного опыта.
mkovanov
09.10.2021
На основании ЛЕГЕНД, МИФОВ, СКАЗОК, НЕБЫЛИЦ ...
ПЕРСТЕНЬ ЦАРИЦЫ ТИРГАТАО
" Эта легенда о вещем перстне царицы Тиргатао родилась не на пустом месте и берёт своё начало со времён правления на землях нынешней Анапы наместника Боспорского царства Горгиппа. Я собирал сведения о царице Тиргатао, её фаворите, молодом греке Овидии и год от года легенда стала превращаться в быль. На обжитом синдами и язаматами Левобережье Нижней Кубани, на берегу Понта Эгейского, процветало небольшое государство, Синдика со столицей с одноимённым названием. Кочевые племена язаматов контролировали территорию, населённую синдами, и им в защите земель от внешних врагов, получая за это дань в виде ремесленной и сельскохозяйственной продукции. Это был исторический период великой греческой колонизации, заставивший синдов и язаматов заключить между собой военно-политический союз, противодействующий греческой экспансии. Для укрепляющегося Боспорского царства небольшой город Синдика представлял собой лакомый кусочек, так как он мог служить плацдармом для последующего присоединения синдских земель. Мирным путём присоединить Синдику к Боспорскому царству не удалось, так как этому противилась сама царица Тиргатао, дочь правителя одного из синдских племён и жена синдского царя Гекатея. Свободолюбивую Тиргатао вполне устраивала жизнь синдских племён, под защитой племён язаматов. Племена язаматов защищали синдские поселения от набегов многочисленных воинствующих племён Нижнего Левобережья реки Кубань, а взамен получали от синдов сельскохозяйственную продукцию. Царя Боспорского государства Сатира беспокоил авторитет царицы Тиргатао, которая боролась за независимость синдских племён. Сатир настоял на отречении Гекатея от брака с Тиргатао и выдал за него одну из своих дочерей. Попытка физической расправы с Тиргатао не удалась, так как она была заранее предупреждена, и ей удалось бежать к своему племени, где она смогла собрать бое войско. С ним она совершала многочисленные набеги на греческие поселения, расположенные на территории Синдики, мстя Сатиру и Гекатею за предательство и вероломство. И только после смерти царя Сатира, его сыну Горгиппу, после многочисленных даров и уступок, удалось умиротворить Тиргатао, и она была вынуждена признать верховную власть боспорского царя на всей территории Синдики. Признать признала, но оставалась до конца дней своих для всех племён синдов их единственной царицей. Перед самой кончиной она велела разыскать свою, вольную как ветер, свою дочь Палию, которая влюбилась в молодого грека Палия, искусного мастера по золотому и серебряному литью. Тиргатао очень любила свою дочь, знала обо всех её похождениях, не одобряла её любовную связь с греком, но давала дочери полную свободу. У Палии было своё немного численное войско, и она иногда, как и её мать в молодости, делала набеги с Лысой горы на греческие поселения, если наместники этих поселений притесняли живущих рядом с ними синдов. Она хорошо владела холодным оружием, метко стреляла из лука и хорошо управляла лошадьми. Она была лидером среди молодёжи многих племён, живших на территории государства Синдика. Палия застала Тиргатао ещё живой. После обычного обряда приветствия Тиргатао жестом попросила всех удалиться и оставшись наедине с дочерью она поделилась с ней секретом своих предвидений и предсказаний. Свой рассказ она начала издалека: - «После того как мой муж Гекатей предал меня и мне удалось бежать, я целый год жила в одном из синдских племён, это, дочь моя, выше и левее от Лысой горы, где ты сейчас обитаешь, собрала войско и начала делать опустошающие набеги на греческие поселения. Иногда брали пленных, чтобы они работали по хозяйству, а мои воины отдыхали и тренировались в искусстве рукопашного боя. В одном из набегов был взят в плен молодой грек, черноволосый красавец, стройный и гордый, как и твой возлюбленный Палий.
belka1976
09.10.2021
Багато людей в сучасному світі замисляться над питанням "хто я?", "Навіщо я" і т. Д. Це питання завжди залишається актуальним і міркувати на цю тему можна нескінченно. Мені також цікаво подумати над цими питаннями. Я вважаю, що люди послані на землю для виконання якоїсь місії, маленької чи великої. Адже на Землі просто так нічого не робиться. У большінтсва людей є якісь прагнення, бажання, життєві цілі, які вони хочуть виконати. Деякі хочуть залишити в історії пам'ять про себе, інші хочуть якомога більше допомагати людям, бути корисними. я плохо знаю
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Эссе по теме "методологические основы социальной психологии"
Методология— это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет достижения и построения какого-либо определенного знания. В современных работах методология социальной психологи рассматривается как трехуровневая система.
Первый уровень — общая методология, некий общий философский подход познания явлений объективного мира. Методология этого уровня формулирует общие принципы, которые осознанно или бессознательно применяются в социопсихологических исследованиях. Это антропоцентристский подход. Он означает, что для социальной психологии принципиально важен вопрос о соотношении общества и личности. Для понимания общей методологии отметим, что философские принципы обычно не применяются в исследованиях каждой науки (в том числе, естественно, и социальной психологии) непосредственно. Они преломляются в ней через принципы специальной методологии.
Второй уровень — частная, или специальная, методология. Она представляет собой совокупность методологических принципов, которые используются уже в конкретной области знания, применительно к специфическому объекту исследования, более узкой сфере знания. Социальной психологии специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов психологии и социологии. Специфические принципы, присущие обеим, дисциплинам, как бы трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования, определяют исследовательскую стратегию. В своей работе «Социальная психология» Г.М. Андреева раскрывает соотношение общей и частной (специальной) методологии на примере принципа деятельности — одного из основополагающих принципов социальной психологии в марксистской интерпретации.
Наконец, третий уровень — методология как совокупность конкретных приемов. Обычно это называют термином «методика». Важная особенность таких приемов состоит в том, что они могут быть (и обычно являются) относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
В социальной психологии, как и в любой другой науке, научное исследование представляет собой специальную процедуру или набор процедур, которые имеют (или должны иметь, чтобы претендовать настатус научного исследования) следующие сущностные черты:
— исследование имеет дело с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые можно собрать с вполне конкретных методик, техник, приемов;
— в исследовании самостоятельно решаются эмпирические, логические и теоретические задачи;
— для исследования характерно более или менее четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями и отработаны процедуры проверки гипотез;
цель исследования состоит в объяснении фактов и явлений и в прогнозировании их.
Таким образом, любое научное исследование — это поиск, тщательный отбор эмпирических данных — конкретных фактов, вывод с этих фактов определенных принципов, проверка их и использование в прогнозировании.
Источник любых данных в социальной психологии — сам человек. Другой взгляд на эмпирические данные в рамках научносоциально-психологического исследования касается их объема. Он бывает различным. Если это большой массив данных, объективно позволяющий установить определенные связи между их различными группами, то такой объем данных называют корреляционным. Если данных не очень много, и исследователь сам (субъективно) устанавливает какие-то связи и отношения в этих данных, то такой объем называется экспериментальным.
Существенным в рамках социально-психологического исследования выступает и вопрос о формулировке принципов на основе собранных данных. Специфика социальной психологии, как и психологии вообще, состоит в том, что здесь отсутствует так называемая научная строгость, присущая точным естественным наукам (физике, математике и др.), где одни положения теории строго последовательно (дедуктивным или иным методом) выводятся из других положений. В социально-психологическом исследовании важное место занимает гипотеза. Именно она представляет собой в такого рода исследовании теоретическую форму знания. Здесь особенно сложен вопрос о проверке гипотез и построении более или менее обоснованных прогнозов. Существует специфика верифицируемое™ естественно- научного (точного) и гуманитарного знания — эти области далеко не всегда стыкуются между собой. К оценке требования верифицируемости социально-психологического знания все еще подходят с точки зрения требований естественнонаучного знания, где провозглашается жесткий принцип сопоставления данных науки с данными непосредственного чувственного опыта.