Эрик Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.
Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.
Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".
А. Состояние «Родитель» - это усвоение индивидом опыта размышлений, действий, реагирования, рассуждений своих родителей или людей, чей авторитет был для него значим в детстве. (Пример. Начальник - подчиненному: «Федоров, сколько раз еще нужно напоминать Вам об одном и том же?!»).
"Родитель" - "эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!".
"Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для "Родителя" характерны директивные высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; "Какой вздор"; "Бедняжка"...
В тех условиях, когда "родительское" состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.
Б. Состояние «Ребенок» - это сохраненное в подсознании индивида детство с его кратковременными эмоциями, чувствами, двигательными актами, мимикой. Пример. Высокопоставленный чиновник, сидя на трибуне стадиона и наблюдая за игрой своей любимой команды, позволяет себе то, что никогда не позволит себе в рабочем кабинете. «Виновник» такого аффективного поведения - именно эго-состояние «Ребенок», извлеченное из уголков области бессознательного, «заполненного» еще в далеком детстве.
Состояние «Ребенок» имеет несколько разновидностей:
свободное, естественное (раскованность, фантазерство, импульсивность, непосредственность, воодушевление, смех, плач и т.п.);
адаптированное, при покорное, скромное, неуверенное, жалующееся, бес стесняющееся , боязливое и др.);
бунтарское (грубое, капризное, строптивое, непослушное, агрессивное и т. д.).
"Ребенок" - эмотивное начало в человеке. Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело".
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Месяц назад познакомилась с парнем по переписке.долго общались, даже собирались встречаться и он мне казался неплохим человеком, но мы не сошлись характерами..мы абсолютно разные люди и я боюсь, что если мы встретимся уже нельзя будет пойти обратной дорогой(к тому же мне кажется, что он хочет, чтобы мы общались не просто как друзья., не пишите обвинения в мою сторону, просто
Наверно, каждый подросток сталкивался с такими проблемами, как низкая или высокая самооценка. Это свойственно для каждого возраста, все в себе сомневаются, но чаще всего от этого страдают подростки. Они начинают чувствовать себя неловко из-за своей внешности, им может не нравится что-то в своём лице, теле, и они стараются это скрыть. Со временем вовсе теряют уверенность в себе. Начинают экспериментировать со своей внешностью. Нет, это не плохо, этим самым, они найдут то, что делает их поистине привлекательными и подчёркивает их естественную красоту. Но подростку в это время обязательно нужна и важна поддержка.