Развитие психики в животном мире тесно связывают с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. В литературе изложены различные варианты решения вопроса о характеристических признаках психического и об иерархии свойств, последовательность возникновения которых отражает усложнение уровня психической организации.
Так, с точки зрения К.К. Платонова, последовательность скачков, соответствующих процессу возникновения психической реальности и последующего ее развития, следующее: от физического к физиологическому (раздражимость); от физиологической раздражимости к переживаемости (субъективности), т.е. к психическому; от эмоций к ощущениям (от переживаемости к чувствительности); от сложного комплекса ощущений к оперированию понятиями – простейшему мышлению; от мышления к воле.
Такая последовательность развития повторяется и в онтогенезе. Причем как в фило-, так и в онтогенезе каждый этап развития психики претерпевал и продолжает претерпевать собственные изменения, идущие по двум линиям. По одной линии каждый этап, вступая в противоречие со средой, завершается скачком, обеспечивающим появление следующего этапа. По другой линии развития он дифференцируется и усложняет собственную форму, которая вступает в новые структурные взаимоотношения с другими формами психического отражения.
Специфика живого существа (которое можно охарактеризовать, естественно, и физическими параметрами, такими, как масса, размеры тела, ареал обитания, продолжительность существования в средах с различными физико-химическими свойствами и др.) обнаруживается прежде всего в следующих признаках:
самовоспроизводимость к активному извлечению из окружающей среды веществ, составляющих сам организм, и к отражению веществ, препятствующих его жизнедеятельности;
репродуцируемость к размножению, порождению новых особей, аналогичных родительским;
гомеостатность поддерживать неизменными параметры физиологических функций в определенных диапазонах изменения условий существования;
адаптивность к активной регуляции своего состава и функций в направлении при к изменяющимся условиям существования;
регенеративиостъ к восстановлению организмом утраченных или поврежденных органов и тканей;
иммунабеяльность – невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы,
рефлекторность к реагированию посредством стереотипных целостных актов – рефлексов – в ответ на определенные классы внешних воздействий-стимулов;
цикличность развития во времени, т.е. прохождение в границах от рождения до смерти множества циклов (суточных, сезонных), в пределах которых происходит закономерная смена осуществляемых функций;
чувствительность живого организма преобразовывать физические и биологические воздействия в феномены психической реальности;
восприимчивость отображать внешние воздействия и конструировать себя за счет этого в качестве субъекта психического отражения;
научаемость живого существа модифицировать собственное поведение в направлении расширения спектра доступных реакций, расширяющих его адаптивные возможности за счет накопления опыта жизнедеятельности;
обучаемость— направленность живого существа на воспроизведение в собственном поведении индивидуальных вариантов активности, вырабатываемых другими индивидами.
Этапы развития психики животных в эволюции:
I (низший) — элементарная чувствительность.
II — предметное восприятие.
III (высший) — отражение межпредметных связей.
1 этап – это стадия элементарной, сенсорной психики. Для животных, обладающих такой психикой, окружающий мир представлен в виде таких отдельных свойств, элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей. Здесь ведущими являются инстинкты. Инстинкт – это сложные врожденные действия животных, при которых животное удовлетворяет свои потребности
2 этап – перцептивная психика. Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементов, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. На этой стадии у животных появляются навыки. Навык поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений.
3 этап – интеллектуальное поведение – простейшие формы мыслительной деятельности, основанные на установлении связей между предметами.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Решите тест, уж очень трудные во некоторые, всю тетрадь излазил, весь интернет, ничего не нашел.
Каждый человек в течение своей жизни испытывает при контактах с окружающим миром психологические проблемы, которые являются отражением его внутреннего мира, убеждений, системой личных ценностей. Начинаются такие проблемы зачастую в детстве, а затем усугубляются во взрослом возрасте. Выражение «все болезни от нервов» имеет научное подтверждение. И роль психики в возникновении болезней по данным ВОЗ - 40 %.
Еще древнегреческий философ Платон писал: «…тело нельзя лечить без души…Ибо от души идет всё: как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека… А душа должна лечиться особыми целебными разговорами…..». Я полностью согласна с его мнением. Проблемы, связанные с психологическими аспектами жизни для человека являются тяжелым грузом, препятствующим полноценному существованию. Нерешенные сложности и препятствия ухудшают здоровье и взаимоотношения. Но даже человек с высоким IQ и самоорганизацией часто не знает, как избавиться от такого рода проблем. Это связано с тем, что, будучи непосредственным участником процесса и испытывая негативные эмоции самому себе в таких проблемах трудно. Поэтому квалифицированная психологическая будет полезной. Но насколько эффективной окажется эта , будет зависеть от профессионального уровня психолога и какими личностными качествами он обладает, а так же частично от личности клиента обращающегося с запросом. Потому что психологическое консультирование – процесс двусторонний, в котором сталкиваются две личности – личность консультанта и личность клиента, и которые взаимно влияют друг на друга. Но будет ли это взаимовлияние конструктивным или деструктивным (для них обоих), во многом зависит именно от личности психолога.
Перечислю качества личности, взятые из статьи Е.П.Ильина «Личность консультанта в психологическом консультировании»,которые профессиональной успешности и пригодности консультанта
Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами проявлять естественный интерес к другим;
выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора важно для консультанта;
Как я уже говорила выше, психологическое консультирование – это процесс двусторонний, в котором сталкиваются две личности – личность консультанта и личность клиента, поэтому нельзя не коснуться их ответственности в этой деятельности. В процессе консультирования ответственность консультанта состоит в том, чтобы создать (то есть более глубокому самопониманию) позитивную (проникнутую надеждой на возможность достижения целей саморазвития) интерпретацию истории жизни клиента с учетом всей противоречивой информации о нем. ответственность клиента заключается в том, чтобы снабдить консультанта точной информацией. Очень емко об ответственности консультанта высказалась В. К. Лосева. Человек может отказаться от выявленного в ходе обсуждения с консультантом решения своей проблемы. И выбрать жить дальше с проблемой, которая, по его мнению, отнимет у него меньше сил, чем ее решение, либо будет искать другое решение. В любом случае консультант должен уважать его выбор, понимая границы своей ответственности.
Цель консультанта— толковать проблему человека и выводить из этих толкований новые действенные следствия. В консультировании не ставится задача глубинного изменения личности. Консультант претендует только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий, нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя, а изменится ли он и куда он двинется дальше — это дело его выбора.