Лыжин проснулся и сел в постели. какой смутный, нехороший сон! и почему агент и сотский приснились вместе? что за вздор! (а п. чехов). ивану ильичу нужно было явиться в штаб армии, рапортовать о прибытии парохода с огнеприпасами и передать накладную. но черт его знает, где искать этот штаб (а.н. толстой). в негодовании ревнивом поэт конца мазурки ждети в котильон ее зовет. ей нельзя. нельзя? но что же? да ольга слово уж далаонегину. о боже, ("евгений онегин", а.с. пушкин) что слышит он? она ль? чуть лишь из пеленок,кокетка, ветреный ребенок! уж хитрость ведает она,уж изменять научена! ("евгений онегин", а.с. пушкин) если вдруг непонятно, что такое несобственная прямая речь: несобственно-прямая речь возникла и развилась в недрах художественной и является ее специфическим средством. первым в ре широко использовал эту форму речи а.с. пушкин. художественной прозой, как пишет г.м. чумаков, "и ограничилась в силу ее исключительно эмоционального характера сфера распространения несобственно-прямой речи: в языке публицистики (не считая литературно-художественных очерков), а тем более в языке науки она отсутствует". главный смысловой признак несобственно-прямой речи одни лингвисты видят в том, что с точки зрения грамматики говорит автор, другие — в том, что автор говорит за героя, чему и создается специфический единый план повествования, третьи — в том, что говорят и автор и герой одновременно. специфика несобственно-прямой речи заключается в особой форме, способе передачи чужого высказывания — в двуплановости. формально она строится от автора, но в ней явственно слышен и "голос" персонажа, в авторскую речь включаются лексические и синтаксические элементы прямой речи (междометия, восклицательные предложения), двойственный характер приобретают в таком словесном окружении и личные местоимения 3-го лица. таким образом, несобственно-прямая речь — это непрямой способ передачи чужого высказывания, близкий к самому этому высказыванию, позволяющий тонко, как бы изнутри характеризовать героя, проникать в его внутренний мир, косвенно оценивать его поступки, поведение, речевую манеру героя и т.д. в несобственно-прямой речи чужое высказывание, сохраняя некоторые свои существенные черты, но без ярких примет личной принадлежности, воспроизводится в формах авторской речи. речь персонажа как бы облекается авторской речью и воспроизводится в формах последней. используя несобственно-прямую речь, автор как бы перевоплощается в героя, оставаясь в то же время в рамках своей авторской речи. поэтому часто несобственно-прямая речь естественно и незаметно переходит в прямую речь персонажа. несобственно-прямая речь позволяет автору как бы говорить и думать за своих персонажей. тем самым создается взаимосвязь между образом автора и образами персонажей, достигается единство художественного текста.
Романенко
25.04.2021
Влюбом обществе, в любой отдельной социальной группе людей всегда есть такой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных, неприметный, не выделяющийся из толпы. таких людей обычно называют "маленькими людьми". тема маленького человека" весьма актуальна в во все времена. не одно произведение посвятил пушкин этой теме - например, в "медном всаднике", станционном смотрителе", он показывает читателю типичный образ "маленького человека"; затрагивают проблему также чехов в повести "человек в футляре", лермонтов во многих своих поэмах,практически вся военная посвящена данной теме.не обошел стороной проблему "маленького человека" и н.в. гоголь. он особо сильно всегда чувствовал переживания таких людей, был их "голосом" - посвятил немалую часть своего творчества "маленьким людям", и даже в произведениях, не посвященных главным образом этой теме, всегда встречался неприметный, простой человек, на которого всем было всё равно. говоря об образе "маленького человека" в творчестве гоголя нельзя не упомянуть повесть "шинель". главный герой, акакий акакиевич башмачкин, изображается как не замечательный, низенького роста, болезненного вида "один чиновник" в "одном департаменте". гоголь сразу же говорит, что таких людей в стране огромное количество и они есть в каждом обществе. башмачкина презирают, издеваются над ним; он получает крошечную зарплату, ходит в старой шинели, которая в один момент становится уже непригодной для того, чтобы ее надеть, поэтому единственной мечтой акакия акакиевича становится покупка новой шинели, и герой начинает жить этой мечтой. в конце он заболевает и умирает, однако мечта о шинели и месть за обиды продолжают жить - ходили слухи, что по городу бродит дух башмачкина и сдирает шинели с чиновников. в "повести о капитане копейкине" также главной является проблема "маленького человека". главному герою повести оторвало руку и ногу на войне, и работать у него не было возможности, а жить на что-то нужно было. тогда решил копейкин ехать в петербург к министру - просить "монаршей милости". министр пообещал, что , однако каждый день все откладывалось на завтра. в итоге копейкину было сказано самому искать средств себе. и он нашел - спустя два месяца появилась шайка разбойников, атаманом которой был капитан копейкин. н.в. гоголь не внушает мысли о том, что если не обращать на "маленьких людей" внимания, плохо к ним относиться, то они обязательно будут мстить. поэт призывает относиться к ним как к равным, без презрения и издевательств. гоголь понимал, что такие люди чувствуют, о чем мечтают и что переживают; он старался призвать людей к справедливому отношению через свое творчество. такие попытки были и у других поэтов и писателей, поэтому в существует огромное количество произведений на тему "маленького человека"