Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.Орфоэпическая минутка Аккуратный, багряный, бордовый, без Умолку, включит, дефИс, договОр, донельзя, ворОта, бУдущий. Запишите и запомните слова 2.Готовясь к уроку, я прочитала замечательную притчу, где автор активно использует деепричастия. Прочитайте 1. Пушистые птенцы мирно спали в гнезде пеликана. 2.Но гадюка была совсем близко. 3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и началась расправа.4. (Получив по смертельному укусу) птенцы так и не Довольная содеянным) злодейка уползла в укрытие. 6. Вскоре вернулся с охоты пеликан.7. «Без них нет мне теперь жизни!» - разразился он вдруг громкими рыданиями (глядя на мертвых детей 8. «Пусть я умру вместе с ними!» 9. Он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. 10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны (окропляя тела бездыханных птенцов.) 11. (Теряя последние силы) пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо и вздрогнул… 12.О чудо! 13. Его пролитая кровь и любовь вернули птенцов к жизни ( вырвав из лап смерти). 14. И тогда ( счастливый) он испустил дух. (Леонардо да Винчи) -- Понравилась она вам?Спишите Можно копировать) Определите тему. · Придумайте название. · Назовите проблему. Задание. Уместны данные деепричастия и деепричастные обороты в тексте? Каким членом предложения они являются? С какой целью они использованы? Когда обособляются? Вы смогли правильно обособить обстоятельства, выраженные деепричастиями? - Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом? (обособляются всегда, в каком бы месте предложения они не стояли). А теперь запишите предложение : Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять. -Где стоит одиночное деепричастие? (После глагола) -На какой во оно отвечает? (как?) -Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие? (Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.) -Каким членом предложения оно является? (Оно является обстоятельством) -Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно) К какой части речи приближается? ( По значению приближается к наречию) -Какой отсюда вытекает вывод? Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. -Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, находится после глагола, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются. Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий СПАЛ СИДЯ , СЛУШАЛ МОЛЧА, РАБОТАЛ СТОЯ ЧИТАЛ ЛЕЖА , ВЕЗ ШУТЯ , ВСТАЛ НЕХОТЯ, ШЛИ НЕ СПЕША Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя. Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются Где мы можем найти информацию? Чтение правила. Давайте посмотрим учебник с. 176, Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять. - Наречие, наречное значение, синоним «тщательно» . Смеясь и шутя, мы побежали к реке – дополнительное действие Не вставайте, отвечайте сидя - синоним «с места» Махнём не глядя, как на фронте говорят – «вслепую» Не рекомендуется читать лёжа - «в горизонтальном положении» Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются Серёжа бежал сломя голову Что значит – сломя голову? Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания) Замените фразеологизм наречием. (Быстро) Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются. - Запишите свои выводы в тетрадку-памятку 5. Творческая работа заменить в данных предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами а) Сегодня мальчики работали неважно б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись . в) Я быстро бежал домой сообщить новость. г) Дети слушали сказку с большим интересом --Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов. Несмотря на кажущуюся в употреблении деепричастий есть свои правила, о которых нельзя забывать Исправить речевые ошибки 1. Подъезжая к городу, начался ветер. 2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка. 3. Открыв окно, запахло соснами. 4. Создавая ценности, человек обновляет себя. - Как можно проверить, правильно ли построено предложение с деепричастным оборотом? -В предложениях с деепричастием/ деепричастным оборотом основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному субъекту
Тезис: Попробуем доказать справедливость этого высказывания на примере текста Железникова,, предложенного нам . В нем рассказывается о том, как одноклассники судят своего товарища-предателя. Класс возмущен. Поэтому мы видим , что эмоциональная и экспрессивная лексика используется говорящими.
Аргумент: Например , когда ребята говорят с Сомовым , Лохматый не выбирает выражения , он советует Лене : "Садани его по роже!". Однозначно можно сказать , что Сомов не нравится говорящему , поэтому он вместо нейтрального слова "лицо" использует эмоциональное "рожа", и это очень кратко,лаконично дает ему возможность выразить отношение к Сомову
.Аргумент: Эмоции присущи всем участникам диалога. Например, Шмакова говорит Ленке: "Вот дурочка!", - не понимая, почему Ленка не хочет мстить Сомову. И здесь мы видим, как экспрессивная лексика говорящему.
Вывод: Таким образом, можно согласиться с лингвистом Розенталем , что "экспрессивная лексика очень кратко говорящему выразить свое отношение к собеседнику".
Выделенные слова не пиши .Я дала для понимания композиции сочинения - рассуждения .