Основу колорита составляют световые и цветовые отношения. их часто называют также тональными, ибо тон, как мы уже знаем, заключает в себе отношения цвета и света. можно смело, таким образом, утверждать, что в живописи все строится на отношениях, которые определяют такие качества живописного произведения, как общий цветовой тон, гармония цветовых пятен. свето-цветовые отношения определяют и целостность восприятия натуры. объективную основу отношений в живописи составляют многие и закономерности — как, например, явление цветовой и темновой адаптации, светлотный и цветовой контрасты, законы оптического смешения цветов. тональные отношения прежде всего выражают взаимодействие света и цвета в натуре, независимо от того, работает ли художник непосредственно с натуры или пишет по представлению. поскольку реальные явления света и цвета в живописи через окрашенную плоскость, под светом следует понимать ахроматическую шкалу окрашенных плоскостей, а под цветом — хроматический ряд. в первом случае мы будем иметь отношения по светлоте, во втором — прежде всего по цвету. но если взглянуть в суть дела более пристально, то нетрудно будет заметить относительность их самостоятельности, ибо, как уже отмечалось выше, черно-белая графика также отображает цветовые отношения, а посредством цвета выражается не только окраска предметной среды, но и свет и тень, светлота предметов и световоздушной