Сочинение на тему: Тема памяти в рассказе Е.Носова «Живое пламя»
Писатель Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которому пришлось пережить много испытаний. Его детство пришлось на трудный период коллективизации, а юность на годы Великой Отечественной войны. Он был противотанковым артиллеристом и лично испытал все тяжести фронтовой жизни. Поэтому тема войны так или иначе присутствует в каждом его произведении. В рассказе «Живое пламя» эта тема звучит как память о погибших героях.
Этот рассказ воспринимается как автобиографический. Писатель снимает комнату в тихом стареньком домике тети Оли, сын которой героически погиб на фронте. У тети Оли был большой сад с очень красивыми клумбами. Каких только знакомых и незнакомых цветов там не было, но она никогда не сажала маки. Женщина считала, что эти цветы должны расти с овощами, потому что распускаются они только на два дня, а потом все лето портят клумбу своими колотушками. Когда тетя Оля в очередной раз сажала цветы, писатель тайком от нее сыпанул горстку семян в самую середину клумбы. Из уважения к гостю тетя Оля оставила их. И вот настал день, когда тугие тяжелые бутоны вспыхнули, как алые факелы, и все остальные цветы померкли перед их обжигающей красотой. На второй день лепестки осыпались и маки погасли, а тетя Оля вдруг поняла, что короткая и яркая жизнь этого цветка похожа на жизнь ее сына и сотен других мальчишек, опаленных войной, которые тоже вспыхнули и сгорели во имя победы. Они прожили недолго, но зато «в полную силу, без оглядки время. Писатель уже жил в другом месте и только изредка навещал тетю Олю. Однажды весной он увидел в ее саду целый костер ярко пылающих маков. Вся клумба была покрыта огненными цветами. Одни из них осыпались, другие распускались, а навстречу им снизу поднимались новые упругие бутоны. Это было как вечный огонь памяти, и поддерживала это живое пламя великая любовь матери.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.почему глава начинается с народной песней? как характеризует гринева разговор с савельичем, каков характер савельича? дорога, буран, дорожный-расскажите об этом. какой смысл для дальнейших событий имеет сон петруши? опишите портрет вожатого, его таинственный разговор с хозяином. в чем его иносказательность? 2.как гринев вожатого? 3.чем интересен разговор гринева с генералом? как гринев объяснил генералу выражение "держать в ежовых рукавицах"? каков истинный смысл этого выражения? проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре.
1.Почему глава начинается с народной песней? Все главы повести открываются народными песнями или поговорками. В них, как в кладези народной мудрости, ответы на вопросы, встающие перед героями повести. Кроме того, песня является неким предзнаменованием того, что случится далее. Во второй главе песня раскрывает нам ее содержание: юный барин, не знающий жизни, отправляется в «чужую сторонушку». Наивность и доверчивость приводит его к кутежу и карточному долгу.
Как характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Разговор со своим крепостным дядькой характеризует Петра как человека доброго, преданного отзывчивого, а то, что он нагрубил Савельичу, когда тот не соглашался отдавать ему сто рублей на возврат долга, - это огрехи молодости, не умение признавать своих ошибок. За свой поступок Петр сильно раскаивается. Савельич – крепостной дядька Гринева – добрый, умный и порядочный. В нем – народная мудрость.
Дорога, буран, дорожный-расскажите об этом. Дорога – предзнаменование. Нет пути – нет представления о дальнейшем и у Петра. Буран, сначала казавшийся точкой, - предзнаменование пугачевского восстания.
Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Сон Петра пророческий. Во-первых, это расставание с родным домом. Во-вторых, это предсказание встречи с Пугачевым. В-третьих, это предзнаменование неизбежности выбора: с Пугачевым или против него, несмотря на то, что по-человечески Петр очень симпатизирует Пугачеву.
Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем его иносказательность? В черном бородатом мужике-вожатом – собирательный образ русского мужика. Иносказательность проявилась в том, что вожатый разговаривал поговорками.
2.Как отблагодарил Гринев Вожатого? Подарил ему заячий тулуп.
3.Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение "держать в ежовых рукавицах"? Петр сказал генералу, знавшему немецкий больше, чем русский, что данное выражение значит «обходиться ласково, больше воли давать». Каков истинный смысл этого выражения? Истинный смысл: «Держать под строгим контролем, требовать дисциплины, четкое исполнение правил».
Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре. Словарь: «Строго, сурово обращаться с кем-либо».