слово «царь» – это сокращенное старославянское слово «цесарь», происходящее от имени древнеримского диктатора юлия цезаря, ставшее в римской империи одним из титулов правителя государства.
это понятие было известно на руси еще задолго до того, как го-сударство в 1547 г. стало царством. в древней руси царями называли библей-ских правителей, римских и византийских императоров, императоров священ-ной римской империи. иногда царями называли князей. первый из-вестный случай такого рода относится к 1054 г.: в этом году на стене софий-ского собора в киеве была сделана сохранившаяся до наших дней надпись об «успении (т.е. смерти) царя нашего». под «нашим царем» имелся в виду киев-ский князь ярослав мудрый. однако это был не официальный титул, а просто почетное наименование, которое должно было подчеркнуть славу и могущество князей.
после монголо-татарского нашествия и установления ига с середины xiii в. царями на руси стали называть монгольских ханов, а потом правителей золо-той орды. постепенно укрепляется представление о царе как о могуществен-ном правителе сильного, независимого государства. при этом византийских императоров также продолжали называть царями, поэтому с понятием «царь» оказались неразрывно связаны византийские представления об императоре как о божьем, ответственном только перед богом, а не перед смерт-ными людьми, важнейшей которого является соблюдение чистоты «ис-тинной» веры. исключительную популярность приобрели на руси сочинения византийского богослова vi в. агапита, писавшего: «плотским существом ра-вен всем человекам царь, властью же сановною подобен богу вышнему, так как не имеет он на земле никого, более высокого, чем он».
по мере развития объединительного процесса в землях и начала борьбы против ордынского ига все чаще князья начинают именоваться царями. так, еще в xiv в. «повести о михаиле тверском», посвященной муче-нической гибели этого князя в орде, он называется царем. а уже в начале xv в. составляется «слово о житии и преставлении великого князя дмитрия ивано-вича, царя ».
особенно часто стали называть московских великих князей царями после захвата константинополя турками в 1453 г. очевидно, в это время на руси рас-пространяется представление о преемственности государства и вели-кой православной империи, которые впоследствии повлияли на формирование теории «москва – третий рим». с этим представлением связана и идея о право-славном царе, который должен в условиях, когда в мире осталась только одна держава – хранительница «истинной» православной веры, хранить ее в чистоте и непорочности.
ростовский архиепископ вассиан рыло в своем послании ивану iii, напи-санном в 1480 г. во время «стояния на угре», называя московского великого князя «великим стран христианским царем», призывает его перестать повиноваться «богостудному и скверному самому называющемуся царю», т.е. татарскому хану ахмату. неизбежным следствием этого должна была стать мысль о формальном венчании московского великого князя на царство. однако это произошло лишь в 1547 г.
.
Пошаговое объяснение:
магазин продал за день 32 кг вишневого варенья и 40 кг малинового в одинаковых банках,причем малинового варенья было продано больше на 4 банки, чем вишневого. Сколько банок варенья каждого сорта было продано?
Вишнёвое варенье - 32 кг
Малиновое варенье - 40 кг
1) (40-32):4=2 (кг) - варенья в одной банке
отсюда следует, что
2) 32:2=16 (б.) - вишнёвого варенья.
3)40:2=20 (б.) или 16+4=20 (б.) - малинового варенья
ответ: за день магазин продал 16 банок вишнёвого и 20 банок малинового варенья.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Решить) мешок с мукой весит 3кг. на одну чашу весов поставили 4 мешка, а на другую — две гири , по 5кг.какую гирю надо добавить что бы уравновесить мешки