Инвалид в мире и инвалид в России – это совершенно разные жизненные стратегии. Инвалидов на улицах мы в России, увидели только в 90-е годы, когда в стране появились западные туристы. Оказалось, что люди на инвалидных колясках, глубокие старики, умственно отсталые… могут путешествовать. Наши инвалиды были надежно спрятаны, чтобы не портить бодрый настрой советских пятилеток, в социальных интернатах или, в лучшем случае, в своих собственных квартирах. Они были придавлены нищетой, отсутствием средств реабилитации и не имели элементарной возможности передвигаться. А инвалидов войны отправляли на Валаам.
С тех пор многое изменилось, но до равных возможностей для инвалидов в России пока еще далеко.
- Григорий Григорьевич, Департамент, который вы возглавили, существует в Министерстве меньше года. Означает ли появление специального подразделения, что отношение к инвалидам в стране будет меняться?
- Означает. Оно и в мире начало меняться лет 15 назад. Если раньше задачей было максимально реабилитировать инвалида, при его к окружающей среде, то теперь это движение с двух сторон – навстречу. Появилась убежденность, что среду жизнедеятельности тоже надо делать дружелюбной к человеку с ограниченными возможностями, не забывая при этом о реабилитационных мерах. Только тогда можно достигнуть полноценной интеграции человека в общество.
Причем, дружелюбная среда нужна не только людям, которые официально имеют статус инвалидов. Могут быть временные ограничения в связи с болезнью, могут появиться проблемы с возрастом, есть особые потребности у родителей с детьми, с колясками, например,– всем нужна дружелюбная среда.
Отдельными разрозненными мероприятиями такую масштабную задачу не решить. Если мы при улицы, но забудем о жилье, инвалиды просто не смогут на улицу попасть, а если, при и улицу, и жилье, и театры, забудем о транспорте, то до этого оборудованного пандусами и специальными местами театра инвалид все равно не доберется. Поэтому Государственная программа "Доступная среда на 2011-2015 годы" – комплексная. Мы попытались создать такой механизм реализации, при котором будет учитываться весь маршрут инвалида, конечно, делая акцент на наиболее востребованных инвалидами объектах и услугах, ведь сделать все доступным сразу невозможно: объекты строились сотнями лет. Но при любом новом строительстве, при выпуске новой продукции, должны учитываться потребности инвалидов. Если учесть потребности инвалидов на стадии проектного решения, то затраты увеличиваются всего на 1-1,5 процента и окупаются за счет увеличения потребительского спроса со стороны инвалидов и других маломобильных категорий граждан, только инвалидов в Российской Федерации – около 10 процентов населения.
- Появилась и еще одно понятие: инклюзивное или интегрированное образование. Дети с особыми потребностями обучаются вместе со здоровыми. В одном классе, если это возможно, или в коррекционном классе, но в составе обычной школы. Это важно и для тех ребят, у кого есть инвалидность и еще более важно - остальным детям. Это залог на будущее поколение. Только таким образом полностью можно устранить отношенческий барьер. Хотя на первых шагах может быть непонимание со стороны родителей наших учеников. Здесь должна информационная кОмпания.
Необходимо преодолевать предвзятость и в том, что относится к положению семей, имеющих детей-инвалидов и к вопросам занятости инвалидов. Барьеры в головах тоже нужно разрушать. Много сделано в этом году победами россиян на паралимпиаде.
- Регионы боятся, что доступная среда – это очень дорого.
- Проблемы у инвалидов разные. Они имеются как у тех, кому сложно передвигаться, так и у тех, кто является инвалидами по зрению, слуху, или людей с ментальными проблемами.
- Да, надо учитывать все эти потребности.
- То есть все должны вспомнить о том, что люди разные, и не все готовы к бегу с барьерами? Но это же изменение всей окружающей среды и всей жизни. Шутка ли изменить транспорт?
- Да, все автобусы мы завтра заменить на доступные не сможем. Но мы можем выработать план поэтапной замены транспортных средств. Существует и автомобильный, и железнодорожный, и авиационный и водный транспорт, и в каждом транспортном средстве необходимо предусматривать возможность предоставления услуги слепому, глухому, тем, кто ограничен в движении, но передвигается сам, кто не передвигается без посторонней кто нуждается в сопровождающем. Для каждой категории необходимы свои особенные при Именно поэтому Минтранс России и является соисполнителем Госпрограммы. Например, для перелета инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата салон самолета должен быть укомплектован специальными транспортными креслами-колясками (те, в которых инвалиды передвигаются по земле – не подходят). С Минтрансом России мы уже обсуждаем эти вопросы.
ЛАЙК И 5 ЗВЁЗД
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать сообщение на тему духовный кризис современного общества причины и заранее !