"Счастье - это когда тебя понимают" (с).
Помню, будучи подростком, я приставала ко взрослым с вопросами о том, что такое счастье. Некоторых приводила в замешательство, некоторые отвечали долго и размыто, и я не запоминала.
А однажды мне сказали:
- На такой вопрос однозначно не ответить. Но мне очень нравится фраза из фильма «Доживём до понедельника». Там детям дали сочинение на эту тему, и один мальчик написал единственную фразу: «Счастье – это когда тебя понимают». Может быть, он и прав?».
Эта фраза врезалась мне в память. Но тогда что-то меня в ней настораживало. Недавно я даже поняла, что именно: раньше я не проводила разницу между «понимать» и «соглашаться». Казалось, что если я понимаю человека, ход его мыслей, то обязана приклеиться к его мнению. И тогда я сама исчезну, что ли? Меня пугал такой расклад вещей, особенно потому, что в целом мне несложно понимать и принимать как данность разные точки зрения. И до тех пор, пока я ощущала, что обязана к ним присоединяться, становилось не по себе: «А что тогда останется от меня? У меня ведь есть что-то своё, уникальное. Неужели нужно тогда отбрасывать или запрятывать это «своё», и присоединяться к чужому, просто потому, что оно тоже мне понятно, и я уважаю его?».
А сейчас в общении с разными непохожими на меня людьми, которые мне дороги, я вдруг вижу всю силу и волшебство этого «Я тебя понимаю».
Это мосты между нашими планетами. И то, что они нас соединяет, не обязывает наши миры становиться похожими друг на друга, но разделять переживания. Можно ходить по этим мостам друг к другу в гости, бесконечно изучать, как устроена жизнь на соседней планете. От чего-то будет чувство узнавания, от иных вещей – будоражащий холодок неизвестности, предвкушение новизны.
Кажется, что даже физически согреваешься от взаимопонимания, потому что твоя планета из безвоздушного ледяного пространства попадает в атмосферу безопасности и доверия.
«Я тебя понимаю, хотя и устроен сам по-другому» - дарит и свободу, и привязанность. Означает, что я тебя вижу, уважаю и принимаю, и остаюсь собой, уважая свой мир.
Это про тепло и включенность, которые не вынуждают человека забывать себя в угоду другому.
«Я тебя понимаю» - это про встречу, ощущение «единой волны», выход из тупика экзистенциального одиночества.
Основные этапы конфликта
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):
Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.
Соотношение фаз и этапов конфликта
Таблица 2.3
Фаза конфликта
Этап конфликта
Возможности разрешения конфликта (%)
Начальная фаза
Возникновение и развитие конфликтной ситуации;осознание конфликтной ситуации..
92%
Фаза подъема
Начало открытого конфликтного взаимодействия
46%
Пик конфликта
Развитие открытого конфликта
Менее 5%
Фаза спада
-
Около 20%
Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.
Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам — руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Назовите профессии, появившиеся совсем недавно , но
Ремонтник видеомагнитофонов.