Конспект лекций
Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии
1. Предмет возрастной психологии.
2. Задачи возрастной психологии.
3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
4. Методы возрастной психологии.
5. Проблемы психологии возрастного развития.
1. Предмет возрастной психологии.
Возрастная психология – отрасль психологической науки,
занимающаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении
онтогенеза человека от рождения до старости, а также установлением
возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.
Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в
широком смысле слова понимается как изменение во времени.
Временная дистанция. В зависимости от протяженности временной
дистанции различают 4 вида изменений:
1) филогенез;
2) антропогенез;
3) онтогенез;
4) микрогенез.
Виды изменений:
1.
количественные
качественные
2.
эволюционные;
революционные
3.
прогресс;
регресс
Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные
изменения психики человека.
По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные
и качественные характеристики.
Объяснение:Конспект лекций
Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии
1. Предмет возрастной психологии.
2. Задачи возрастной психологии.
3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
4. Методы возрастной психологии.
5. Проблемы психологии возрастного развития.
1. Предмет возрастной психологии.
Возрастная психология – отрасль психологической науки,
занимающаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении
онтогенеза человека от рождения до старости, а также установлением
возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.
Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в
широком смысле слова понимается как изменение во времени.
Временная дистанция. В зависимости от протяженности временной
дистанции различают 4 вида изменений:
1) филогенез;
2) антропогенез;
3) онтогенез;
4) микрогенез.
Виды изменений:
1.
количественные
качественные
2.
эволюционные;
революционные
3.
прогресс;
регресс
Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные
изменения психики человека.
По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные
и качественные характеристики.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определение понятии темперамент и тип темперамента их связь и различие
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Физиологические основы темперамента. И. П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят отособенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Сила нервных процессов - это нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работо нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения.
Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.
Подвижность нервных процессов - это нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определениятипа высшей нервной деятельности.
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:
1.Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный
2.Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).
3.Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
4.Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.
Темперамент не оказывает существенного влияния на формирование мотивационно-ценностных ориентации личности. Каждый тип темперамента имеет свои плюсы и минусы. Более того, он в «чистом» виде практически не встречается у людей: темперамент конкретного человека это совокупность «близких темпераментов» (холерика и сангвиника, сангвиника и флегматика, флегматика и меланхолика).
Психологические характеристики темпераментов.Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность