В педагогической психологии взаимодействие между социально-ролевыми позициями «учитель» и «класс», а также «учитель» и «ученик» всегда находились в центре внимания как базовые для построения практики обучения, воспитания и развития.
Тип взаимодействия «учитель — ученик» представлен всем спектром видов и форм межличностных отношений: воздействие и взаимодействие, симпатия и антипатия, внимание и игнорирование, толерантность и интолерантность, эмпатия и эгоцентризм, уважение и презрение, любовь и ненависть и т.д. Однако даже при общении учителя с классом в целом каждый ученик воспринимает воздействие учителя личностно. В то же время при общении с учеником учитель понимает, что он включен в систему отношений в классе, а ученик понимает, что учитель включен в педагогический коллектив или обобщенную группу «взрослые». В связи с этим любая форма диадных отношений в рамках педагогического общения полисубъектна.
Задача учителя — актуализировать в ученике творческое начало, вывести учащегося через диалог в позицию мыслителя, активного деятеля выдвигать инициативы, предлагать нестандартные решения, реализовывать собственные замыслы становится основным критерием оценки успешности ученика. В парадигме взаимодействия основной упор идет на развитие мышления, воображения, продуктивных видов деятельности. Пассивность и безынициативность ученика рассматриваются как признак нарушения взаимодействия учителя с учеником, как результат педагогических ошибок.
Первую парадигму условно также называют «знаниевой», поскольку в ней основной акцент делается на самоценность знания. Вторую чаще называют «деятельностной», так как в ней основной упор делается на освоение универсальных и специальных видов деятельности
На следующем этапе учитель задает правила и нормы действия, предлагая ученикам то или иное задание, требующее исполнения (например: «Откройте учебник на странице п, прочитайте и выполните задание х в своих тетрадях»). Источник инициативы здесь опять учитель. Активность учеников присутствует, но на исполнительском уровне, что не всегда требует от ученика осознанности рефлексивности своей деятельности. Главное — правильно понять задание и точно, по инструкции его выполнить.
В конце урока учитель просит учеников сдать тетради с выполненным заданием для проверки. Контроль точности (правильности) выполнения задания (по чаще всего неизвестным ученикам параметрам и критериям) проводит учитель, выставляя оценку. Активность проявляет опять же учитель. Ученик пассивно (но нередко довольно эмоционально) принимает вердикт учителя. Причем зачастую оценка со стороны учителя без осознания ее оснований учеником воспринимается как то или иное отношение учителя к ученику, а не как оценка его деятельности. В этой ситуации контроль редко выполняет задачу нахождения противоречий или обнаружения недостаточности знаний с целью их целенаправленного обретения в дальнейшем.
Для осознания своей собственной деятельности с целью ее дальнейшего развития и усовершенствования, для углубления понимания мира других, себя в этом мире необходима рефлексия.
Рефлексия — это которая развивается исключительно благодаря деятельности субъекта и только самим субъектом.
Самым важным шагом в любой рефлексии является остановка — прекращение совершающегося мыслительного действия, иначе невозможно появление установки на анализ действия. Это наиболее трудная часть работы - как с другими, так и в случае личностной рефлексии. Для начала рефлексии по поводу деятельности необходимо эту деятельность приостановить, как бы выйти за ее пределы. Неслучайно, рассматривая когнитивные стили, рефлексивность противопоставляют импульсивности. Эффективность рефлексивности наиболее выражена в ситуации необходимости принятия быстрого решения в ситуации неопределенности и множественности альтернатив: «Для рефлексивных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобных ситуациях, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов»[1]. При этом в ситуации принятия решения рефлексивный человек, внешне теряя темп, оказывается более продуктивным и адекватным по результатам решения.
Тема 1.15. Характер.
Задание 90. Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те,
которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование
своего ответа.
1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.
2.Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных
обстоятельствах.
3.Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым
сторонам действительности.
4.Черты характера есть не что иное, как определённые действий.
5.В характере проявляются и отношения личности и действия, при
которых эти отношения осуществляются.
6.Характер индивидуально своеобразен.
7.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
8.Характер - отражение общественных отношений. (По В. С. Мерлину.)[5]
Задание 91. Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, то
всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой
сделать».
Какую особенность личности раскрывают его слова? Выберите правильный ответ.
Поясните свой выбор.
1.Черта характера.
2. Особенность темперамента.
3.Особенности воли.
4.Нет правильного ответа.
Задание 92. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются
черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.
Ира Н., восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать;
добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу.
Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она
быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть
перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы.
Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому-
либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему
безучастной. (По П. М. Якобсону.)[5]
Задание 93. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека.
Дайте обоснование своего ответа.
А. Студента В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В.
остановился и обстоятельно ответил на вопрос. (По В. С. Мерлину.)
Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал: «Вот как хорошо:
наконец-то вы догадались обернуть свой журнал в чистую красивую бумагу».
- Это я обернул! - поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня. (По Л. Л. Додон.)
[5]
31
Задание 94. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека.
Дайте обоснование своего ответа.
А. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это
аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было
родителей.
Б. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла
успокоиться. Почти на протяжении15-20 минут она размахивала руками и восклицала:
«Вот красота! Вот замечательно!»
В. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему
разрешалось подходить к доске. (По В. С. Мерлину.)[5]
Задание 95. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека.
Дайте обоснование своего ответа.
А. В семье, в детском саду, в школе Саша проявлял и проявляет себя подвижным,
впечатлительным и реактивным ребёнком. Мальчик тяжело переносит всякое
ожидание и тормозное состояние: он начинает нервничать, становится непоседливым,
невнимательным. (По Л. И. Урманскому.)
Б. Шестилетний Толя, нервный, самолюбивый и раздражительный мальчик, не терпел
никаких возражений со стороны товарищей. Если с ним не соглашались, он плакал,
угрожал, разрушал чужие постройки. На критику Толя реагировал бурно, не умел
отстаивать свою мысль спокойно, убегал от детей со слезами и угрозами. (По В. С.
Мерлину.)[5]
Задание 96. Есть ли разница в следующих двух высказываниях? Если есть, то какая?
Характер Русского Николая Александровича и русский характер.
Задание 97. Ниже перечислены черты характера. Распределите их по группам
(черты характера, выражающие направленнос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Школьная задачка 100 б. В коробке было 6 яиц. 6 человек взяли по 1-му яйцу, но в ней всё равно осталось 1-но яйцо как такое возможно?
у кого коробка в руках
Объяснение: