Тип урока: урок мини-проект.
Оборудование урока:
Ход урока
Организационный момент
Приветствие в форме вокализации учителя и учеников;
Определение отсутствующих;
Проверка готовности учащихся к уроку
Эмоциональный настрой
Звенит, заливается школьный звонок,
Нас ждёт интересный, полезный урок.
Пусть будет хорошим у вас настроенье.
И с радостью вам даётся ученье.
А чтобы настроение было радостным, улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям и подарите улыбку мне. На такой радостной ноте начинаем наш урок.
Мотивация и актуализация знаний
Давайте закроем глаза, мы представим себя в музыкальном театре. Театр – это мир сказок, удивительных приключений и превращений. Мы будем слушать оперу. Это слово в переводе с итальянского, как вы уже знаете, означает «труд», «дело», «сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд… кого? (Композитора, певцов, хора и оркестра, дирижера).
Опера это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Вводная информация учителя и формирование цели урока:
Наш урок пройдет в форме урока – проекта. Такой урок даст вам возможность сделать что-то интересное. Для этого мы разделимся на группы, а что у нас получится – увидим в конце урока.
Эпиграф к нашему уроку звучит так: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель)
Как вы это понимаете? ( знать что-то и никому не говорить – это плохо, надо делиться с другими своими знаниями).
Мы ещё вернёмся к этому эпиграфу, и вы сами сможете объяснить, почему именно его я выбрала для нашего урока.
Сегодня мы с вами отправимся во Францию, где в конце 19 века жил и творил свои музыкальные произведения Ж. Бизе, а его опера «Кармен» одна из самых популярных в мире. Какая опера популярная? ( известная, самая лучшая, любимая опера).
Как вы понятие, тема урока…Может кто уже догадался?( Опера Ж. Бизе «Кармен»).
Тема нашего урока: «Кармен» - самая популярная опера в мире. А тема сегодняшнего мини-проекта «Образ Кармен».
Итак, давайте сформулируем вместе цель нашего урока - проекта:
(Познакомиться с оперой Ж.Бизе «Кармен» и образом Кармен.)
Погружение в проект
Первое исполнение оперы «Кармен» в Париже успеха не имело, автора обвинили в безнравственности. Свободные проявления чувств героев – простых людей из народа – были запрещены в то время. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский.
«Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире» - писал русский композитор. Что же сделало оперу Бизе такой любимой и известной? В ней было все, что нужно, чтобы произведение стало истинно народным – правда жизни, сильные чувства, музыка, полная увлекательности, выразительности, красоты.
Так о чем же говориться в этой опере?
В основу сюжета положена повесть французского писателя Проспера Мериме. В ней рассказывается история любви и трагической гибели её главных героев. Это люди из народа: солдат Хозе и цыганка Кармен. Хозе из-за любви к Кармен забыл свой долг и стал разбойником. От ревности и горя он убил Кармен, когда она предала его любовь и полюбила тореадора. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо получил яркую характеристику. Ребята, а кто такой тореадор? (Это смелый, сильный человек, он сражается с быками на арене).
События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом. Оркестр в опере не только усиливает красоту вокальных партий, но часто говорит за действующих лиц.
Знакомство с новым музыкальным материалом
В опере 4 действия. Открывается она увертюрой. Вы же знаете что это такое? ( Это открытие, начало. По её характеру мы получаем представление об опере в целом)
В увертюре сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагичной судьбы Кармен. Давайте внимательно послушаем увертюру.
*Слушание увертюры к опере Ж.Бизе «Кармен»*
Красивая музыка? Как вы думаете, сколько тем прозвучало в увертюре, вернее сколько тем услышали вы? (2 темы. 1 тема: мощная, яркая, темпераментная, танцевальная, 2 тема: песенно- маршевая).
Это правильно, две эти темы составляют ликующую часть увертюры, но мы с вами слышали музыку и другого характера, какую? ( трагическую, сумрачную, грустную, тревожную).
Две темы – это красочный мир жизни, праздника и света. Ему противостоит другой мир, тёмных страстей, трагической судьбы Кармен, мотив «роковой страсти», который преследует Кармен словно тень на протяжении всей оперы.
родился в сан-жермен-ан-ле (франция). родители клода, заметив склонность одиннадцатилетнего сына к музыке, послали его в парижскую консерваторию, которую он закончил по классу композиции у э. гиро в 1884 году, получив римскую премию. во время учебы в риме дебюсси начинает интересоваться новейшей европейской музыкой и прежде всего – сочинениями мусоргского, произведшими на него особенно большое впечатление.
вернувшись в париж, дебюсси столкнулся там с новаторской группой символистов. дискуссии по вопросам искусства, связь с художниками, пропагандирующими в течение двух десятилетий новое направление в искусстве – импрессионизм, – всё это в большой степени повлияло на формирование творчества дебюсси.
до конца своей жизни дебюсси оставался в париже, занимаясь композиторским творчеством и время от времени выступая как пианист. произведения дебюсси зачастую вызывали возмущение консерваторов, а премьера оперы «пеллеас и мелизанда» (лирическая драма по м. метерлинку) окончилась скандалом.
однако автор весьма стойко придерживался своих позиций композитора-авангардиста и дождался ещё при жизни объективной оценки своих произведений.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Итоговый тест по музыке для обучающихся 7 класса 1. Основная тема творчества Н. А. Римского-Корсакова: А) сказка, Б) борьба, В) сатира, Г) Родина.
Объяснение:
АББГГГБАВГВ