Любите ли вы ссориться? С кем? Например, с друзьями! С друзьями не очень. Но все же это случается, к сожалению, в нашей жизни. Так вот, мы с вами сейчас будем учиться писать произведение по повести «Кайдашева семья», в которой как раз и рассказывается о ссорах. Но не думайте, что это пособие, так как здесь, действительно, ссоры происходят между старыми и молодыми Кайдашами. Состоит повесть из девяти разделов. Каждый раздел - это яркий обиходно-родственный рисунок. Рассказ ведется от лица автора. Описав местность, где раскинулось село Семигоры, Нечуй-Левицкий в форме диалогов раскрывает семейный уклад Кайдашей, постепенно показывая индивидуальные особенности характера каждого героя в частности. Разговором Лаврина о бракосочетании завязывается сюжет повести, который динамично разворачивается и набирает исключительной остроты ко времени бракосочетания Карпа с Мотрей.
Поженившись, сын стремится иметь свое собственное хозяйство, свой дом, землю, садик, огород, волов и коней, хочет быть независимым от отца. Из этого желания самостоятельности и вытекают те непримиримые несогласия и ссоры, которые все время возникают между Кайдашами. Но не думайте, что бракосочетание обязательно влечет за собой ссоры, потасовки, синяки под глазами и скрученные узлом руки. Грызня между свекровью и невестками за кусок полотна, за петуха, поросенка, за грушу часто перерастает в родственную «войну». «Боевые» эпизоды, которые учащаются и обостряются с развитием сюжета, представляют композицию произведения, которое представляет собой своеобразную семейную хронику. Хотя в основу повести И. Нечуй-Левицкий положил жизнь лишь одной крестьянской семьи, тем не менее, из художественных образов Кайдашей просматривается широко обобщенная писателем трагедия жизни села вообще.
Вот, например, Омелько Кайдаш. Это образ темного, работающего крестьянина. Трудная работа, лихая барщина подорвали его силы, истощили его. Кайдаш - заботливый, трудолюбивый хозяин, он все время что-то делает, мастерит, никогда не бывает без дела сам и не разрешает гулять своим сыновьям. У крестьян работа - на первом месте, это их жизнь. Тем более, что в произведении нам и надо воссоздать быт и обычаи украинского крестьянства. Но трудная работа, темнота, суеверность, родственные распри и пьянство сделали его безвольным, убили в нем веру в лучшую жизнь. Кайдаш богобоязненный. Украинские крестьяне уважали религиозные праздники, очень часто ходили в церковь, верили в Бога. Чтобы не умереть нелепой смертью и не утопиться, бедный мужчина постился двенадцать пятниц в году. Правда, судьба посмеялась над ним - умер таки нелепой смертью, утопившись под потоками мельницы. Очень верит в бога и Мелашка. Просится она пойти в Киево-Печерскую Лавру, чтобы Даже говорит: «Как не пустите меня, то я, умру».
В сочинении не забудьте вспомнить и о знахарстве. Врачей преимущественно на селе не было, и простые крестьяне обращались к бабкам-знахаркам. В повести Нечуя-Левицкого - это баба Палажка. Она, «знаток всяких заговоров», берется «лечить» тяжело больного Кайдаша. После манипуляций со «свяченой водой» Палажка таинственно, со всей серьезностью шепчет:
* «Пятница-матушка, и ты, святой понедльник… Помяни, господи, раба божьего Омелька, и те книжки, которые в церкви читают: ермолой, бермолой, савгирю и еще и ту, которая телятиной обшита… Помилуй же его, господи, и шарпни его по сторонам, по ребрам, по костям, по чреслам, вокруг его скотины. Крест на мне, крест на спине, вся в крестах, как овечка в репейник. Помилуй его, бескостный Марк, сухой Никон, мокрый Николай! Сарандара, марандара….Аминь бежит, аминь кричит, аминя догоняет!»
Возможно, этот «заговор» и вызывает смех, но на самом деле крестьяне очень верили знахаркам, и обычно от их лечения или приговоров человеку становилось лучше. Другое дело, что образ Палажки - комический образ. Комическими являются все образы повести. Комичны и ситуации, в которые время от времени попадают Кайдашиха, Мотря, баба Прасковья и баба Палажка. Во всех случаях эти ситуации обусловлены общим развитием сюжета, психологией и привычками персонажей. Эти комичные сцены и ситуации автору раскрыть духовную пустоту и мизерность персонажей, ужас крестьянского быта. Чтобы изобразить этот быт, вам в своем произведении нужно вспомнить несколько сцен. Например, Кайдашиха во многих случаях попадает в смешное положение из-за своей спесивости и чванства. Поехав Западинцы на она «огнездилась» на высокой телеге. И хотя сын предлагает слезть, так как очень крутая дорога, она не спешит. А волы не сдержали телеги и «поперли» ее вниз. «Она натолкнулась колесами на холм и перекинулась. Кайдашиха выкатилась с телеги, будто мяч». «Пыль набилась ей в нос, в уши и даже в рот…»
Объяснение:
жанр: історична пісня
рід літератури: ліро-епічний твір
Тема: зображення героїчної смерті козака Морозенка в бою проти татар.
Ідея: уславлення подвигу патріотів, що віддали життя за визволення народу.
Основна думка: нічого не бояться козаки, заради щасливого життя народу вони ладні пожертвувати власним життям; народ, що б’ється за свою незалежність, неодмінно переможе.
Епітети: «славний козаче», «буйне військо», «голова завзята», «тяжке горе», «білий світ». Метафори: «Вкраїна плаче», «Морозенко… сивим конем виграває», «живцем серце виривали», «Україна славою покрита».
Гіпербола: «татар велика сила», з вирваним серцем герой із Савур-могили споглядає Україну.
пестливі слова – козаченьки, казаченьків.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На камінному хресті було написано (в. стефаник «камінний хрест»)